Социология медицины
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ
Направление подготовки (специальность) Организация здравоохранения и общественное здоровье
Форма обучения Очная
Трудоемкость дисциплины 2 зачетные единицы
1. Цель освоения дисциплины "Социология медицины"
Цель освоения дисциплины: (совершенствование знаний, умений, владений (навыков) для осуществления профессиональной деятельности)
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ППО Университета
Дисциплина относится к разделу ОД.О.02.02 смежные дисциплины
3. Требования к результатам освоения дисциплины
№ п/п |
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны |
Оценочные средства* |
1. |
Знать -этапы развития и становления науки – социологии медицины; -социально-экономические факторы, влияющие на различия в состоянии здоровья; -социально-экономическую значимость развития здравоохранения, как отрасли хозяйства в современных условиях;
|
Тесты, реферат, эссе, участие в круглом столе, презентация курсовой работы |
2. |
Уметь - давать оценку роли и места системы здравоохранения в конкретных социально-экономических условиях; - анализировать основные социально-экономические факторы, влияющие на уровень потребления медицинских услуг; - давать оценку социально-экономическому положению ЛПУ, врача, пациента; - оценивать социально-экономическую эффективность лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий.
|
Тесты, реферат, эссе, участие в круглом столе, презентация курсовой работы |
3. |
Владеть - навыками критического анализа статистической информации в профессиональных информационных источниках и в научной литературе с позиций доказательной медицины при принятии управленческих решений в области общественного здоровья и организации здравоохранения.
|
Реферат, эссе, участие в круглом столе, презентация курсовой работы |
*примерные виды оценочных средств: собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, типовые расчеты, индивидуальные задания, реферат, эссе и др.
4. Распределение трудоемкости дисциплины
4.1. Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по годам
Вид учебной работы |
Трудоемкость |
Трудоемкость по годам (АЧ) |
||
объем в зачетных единицах (ЗЕ) |
объем в академических часах (АЧ) |
|||
1 |
2 |
|||
Аудиторная работа, в том числе |
1,3 |
48 |
48 |
|
Лекции (Л) |
|
14 |
14 |
|
Практические занятия (ПЗ) |
|
20 |
20 |
|
Семинары (С) |
|
12 |
12 |
|
Самостоятельная работа (СР) |
0,7 |
24 |
24 |
|
Промежуточная аттестация |
|
|
|
|
Экзамен (Э) |
|
2 |
2 |
|
ИТОГО |
2 |
72 |
72 |
|
4.2. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля
№ |
Год обучения |
Наименование раздела дисциплины |
Виды учебной работы (в АЧ) |
Оценочные средства |
||||
|
|
|
Л |
ПЗ |
С |
СР |
всего |
|
1. |
1 |
Основы социологии медицины |
8 |
8 |
6 |
12 |
34 |
Рефераты, Тесты, эссе |
2. |
1 |
Социология здоровья |
4 |
8 |
4 |
8 |
26 |
Тесты, контрольные вопросы |
3. |
1 |
Социология управления |
2 |
4 |
2 |
4 |
12 |
Тесты, контрольные вопросы |
|
|
ИТОГО |
14 |
20 |
12 |
24 |
72 |
|
4.3. Распределение лекций по годам обучения
п/№ |
Наименование тем лекций |
Объем в АЧ |
|
|
|
Год 1 |
Год 2 |
1. |
Предмет и задачи социологии медицины |
2 |
|
2. |
Медицина как социальный институт |
2 |
|
3. |
Основные направления исследований в социологии медицины |
4 |
|
4. |
Основные факторы, формирующие здоровье и отношение к нему |
4 |
|
5. |
Социология медицинской организации |
2 |
|
|
ИТОГО (всего - 14 АЧ) |
14 |
|
4.4. Распределение тем практических занятий по годам
п/№ |
Наименование тем практических занятий |
Объем в АЧ |
|
|
|
Год 1 |
Год 2 |
1. |
Основные направления исследований в социологии медицины |
8 |
|
2. |
Самосохранительное поведение (круглый стол) |
4 |
|
3. |
Исследование влияния образа жизни на здоровье |
4 |
|
4. |
Социально-ориентированное управление в системе здравоохранения |
4 |
|
|
ИТОГО (всего - 20 АЧ) |
20 |
|
4.5. Распределение тем семинаров по годам
п/№ |
Наименование тем семинаров |
Объем в АЧ |
|
|
|
Год 1 |
Год 2 |
1. |
Предмет и задачи социологии медицины |
2 |
|
2. |
Медицина как социальный институт |
4 |
|
3. |
Основные факторы, формирующие здоровье и отношение к нему |
4 |
|
4. |
Стратегии управления медицинским персоналом |
2 |
|
|
ИТОГО (всего - 12 АЧ) |
12 |
|
4.6. Распределение самостоятельной работы (СР) по видам и годам
п/№ |
Наименование вида СР* |
Объем в АЧ |
|
|
|
Год 1 |
Год 2 |
1. |
Работа с литературными и электронными источниками информации по изучаемым темам |
12 |
|
2. |
Написание рефератов, эссе по заданной тематике |
8 |
|
3. |
Подготовка к участию в деловых играх, тренингах |
4 |
|
|
ИТОГО (всего - 24 АЧ) |
24 |
|
*виды самостоятельной работы: работа с литературными и иными источниками информации по изучаемому разделу, в том числе в интерактивной форме, выполнение заданий, предусмотренных рабочей программой (групповых и (или) индивидуальных), ведения медицинской документации, подготовки рефератов, эссе, докладов, выступлений; подготовка к участию в занятиях в интерактивной форме (ролевые и деловые игры, тренинги, игровое проектирование, компьютерная симуляция, дискуссии), работа с электронными образовательными ресурсами, размещенными на образовательном портале Университета, и т.д.
5. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины
5.1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации*, виды оценочных средств
№ п/п |
Год |
Формы контроля |
Наименование раздела дисциплины |
Оценочные средства |
||
Виды |
Кол-во вопросов в задании |
Кол-во независимых вариантов |
||||
|
1 |
Контроль самостоятельной работы студента, Контроль освоения темы Устное собеседование
|
Основы социологии медицины |
Тесты Реферат Эссе Круглый стол |
10 |
5 |
|
1 |
Контроль самостоятельной работы студента, Контроль освоения темы
|
Социология здоровья |
Эссе Круглый стол |
|
|
|
1 |
Контроль самостоятельной работы студента, Контроль освоения темы
|
Социология управления |
Тесты Эссе Круглый стол |
10 |
5 |
*формы текущего контроля: контроль самостоятельной работы, контроль освоения темы; формы промежуточной аттестации: зачет, экзамен
5.2. Примеры оценочных средств:
1. Контрольные вопросы:
1. Медицинские учреждения как социальные организации. Особенности функционирования медицинских учреждений
2. Особенности руководства медицинским учреждением
3. Характеристика индивидуальных и коллективных субъектов и объектов управления в здравоохранении
4. Основные виды управленческих отношений в здравоохранении
5. Особенности взаимоотношения врач-пациент
6. Цели, средства, механизм и результаты целевого управленческого воздействия
2. Темы рефератов:
1. Концепции социального управления
2. Ситуационный подход в социальном управлении
3. Государственное управление в системе социального управления
4. Социальные системы и их составляющие
5. Социально-психологические отношения в коллективах ЛПУ
5.3. Оценочные средства, рекомендуемые для включения в фонд оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации
Тесты:
1. К общим принципам социального управления относятся:
1) социальная ориентация
2) объективность
3) демократизм
4) косвенный контроль
5) оптимальность
Правильные ответы: 1, 2, 3, 5.
2. Что такое методы социального управления?
1) система воздействия на социальные отношения с целью достижения конкретных целей
2) совокупность административных, экономических, социально-психологических методов
3) совокупность способов воздействия путем создания экономических условий, побуждающих работников предприятий действовать в нужном направлении и добиваться решения социальных задач
4) совокупность способы воздействия на объект управления, основанные на использовании социально-психологических факторов и направленные на управление социально-психологическими отношениями в коллективе
5) совокупность способов и средств воздействия управляемого субъекта на объект управления для достижения определенных социальных целей
Правильные ответы: 5.
3. К субъектам управления в здравоохранении относятся:
1) главный врач
2) врач
3) пациент
4) предприниматель
5) общество
Правильные ответы: 1,4.
4. К объектам управления можно отнести:
1) систему здравоохранения
2) процесс оказания помощи
3) отношения между работниками медицинского учреждения
4) человека
5) общество
Правильные ответы: 1, 2, 3.
5. К признакам социального управления относится воздействие:
1) где преобладает социальное целеполагание и социальное проектирование, сознательное начало
2) определяемое общечеловеческими ценностями, закрепленными в международных и межгосударственных договорах и соглашениях, и ценностями конкретного социума, закрепленными в обязательствах государства, других социальных институтов
3) через специально подготовленных людей
4) выходящее за пределы трудовых отношений
5) всегда существующее в рамках взаимодействия (с институтами самоорганизации и самоуправления)
Правильные ответы: Все верны
6. Критерии эффективности технологий социального управления:
1) научная и практическая обоснованность
2) профессиональное исполнение
3) многофакторность (сложность)
4) экономичность
5) гибкость, адаптивность
Правильные ответы: 1, 2, 4, 5.
Вопросы, для устного собеседования
1. Социология лечебно-профилактических учреждений. Социально-психологические отношения в коллективах ЛПУ. Социальные аспекты изучения и лечения заболеваний
2. Предмет и задачи социологии медицины
3. Основные направления исследований в социологии медицины
4. Сущность медицины как социального института
5. Социокультурные факторы заболеваемости
6. Социальные аспекты политики здравоохранения
7. Социальное взаимодействие врача и пациента
8. История социологии медицины
9. Практическое использование результатов медико-социологических исследований
10. Стимулирование самосохранительного поведения
11.Социологические аспекты болезни и поведения больного
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы)
6.1. Перечень рекомендуемой литературы
№ |
Наименование согласно библиографическим требованиям |
Количество экземпляров |
|
На кафедре |
В библиотеке |
||
1. |
Решетников А. В. Социология медицины: учебник. М.: ГЕОТАР-Медиа, 2006. – 256 с.
|
10 |
|
2. |
Ефименко С. А. Социальный портрет участкового врача-терапевта / Под ред. Академика РАМН, профессора А. В. Решетникова. Монография. – М.: Здоровье и общество, 2005. – 205 с.
|
20 |
|
3. |
Решетников А. В., Ефименко С. А. Социология пациента. – М.: Здоровье и общество, 2008. – 304 с.
|
20 |
|
4 |
Журавлёва И. В. Отношение к здоровью индивида и общества. − М.: Наука, 2006. − 238 с.
|
5 |
|
6.2. Перечень методических рекомендаций для аудиторной и самостоятельной работы интернов/ординаторов (при наличии)
№ |
Наименование согласно библиографическим требованиям |
Количество экземпляров |
|
На кафедре |
В библиотеке |
||
1. |
Решетников А.В., Ефименко С.А., Богачанская Н.Н. Методика проведения медико-социологического исследования / CD-R, 2010. |
10 |
|
2. |
Журавлёва И. В. Курс лекций «Социология здоровья» / CD-R, 2010.
|
10 |
|
3. |
Решетников А. В., Шаповалова О. А. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины. Учеб. пособие. – М.: ГЕОТАР-Медиа, 2008. – 64 с.
|
10 |
|
6.3. Перечень методических рекомендаций для преподавателей (при наличии)
№ |
Наименование согласно библиографическим требованиям |
Количество экземпляров |
|
На кафедре |
В библиотеке |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
7.1. Перечень помещений*, необходимых для проведения аудиторных занятий по дисциплине
1. аудитория для проведения лекций и практических занятий - 1
2. компьютерный класс -1
*специально оборудованные помещения (аудитории, кабинеты, лаборатории и др.) для проведения лекционных занятий, семинаров, практических и клинических практических занятий при изучении дисциплин, в том числе:
анатомический зал, анатомический музей, трупохранилище;
аудитории, оборудованные симуляционной техникой;
кабинеты для проведения работы с пациентами, получающими медицинскую помощь.
7.2. Перечень оборудования*, необходимого для проведения аудиторных занятий по дисциплине
Материально-техническое обеспечение:
Мультимедийный комплекс - 1
Компьютеры - 9
Презентации лекций, мультимедийные наглядных материалы по различным разделам дисциплины. Доски.
*лабораторное, инструментальное оборудование (указать, какое), мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеокамера, слайдоскоп, видеомагнитофон, ПК, видео- и DVD проигрыватели, мониторы, наборы слайдов, таблиц/мультимедийных наглядных материалов по различным разделам дисциплины, видеофильмы, доски и др..
8. Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины*:
1. Ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам.
2. Тренинг
3. Дискуссия
*имитационные технологии: ролевые и деловые игры, тренинг, игровое проектирование, компьютерная симуляция, ситуация-кейс др.; неимитационные технологии: лекция (проблемная, визуализация и др.), дискуссия (с «мозговым штурмом» и без него), стажировка, программированное обучение и др.
Всего 70% интерактивных занятий от объема аудиторной работы.
8.1. Примеры образовательных технологий в интерактивной форме:
1. Групповое обсуждение по методу кругового сбора идей следующей темы: «Наиболее эффективная и приемлемая модель организации для системы здравоохранения».
2. Круглый стол. Вопросы для обсуждения
1. Определение понятия здоровья. Что означает быть здоровым.
2. Факторы, влияющие на здоровье.
3. В каком возрасте нужно закладывать азы ЗОЖ.
4. Какие мероприятия, на Ваш взгляд, будут наиболее эффективными в продвижении ЗОЖ.
3. Дискуссия с «Мозговым штурмом» Разработка плана мероприятий, направленных на формирование эффективной государственной политики в области здорового образа жизни.
4. Написание эссе, по следующим вопросам:
1. Что означает быть здоровым именно для Вас.
2. Самооценка здоровья.
3. Факторы влияющие на Ваше здоровье.
4. Какие меры по поддержанию здоровья Вы предпринимаете.
5. Основные этапы Вашего отношения к здоровью, менялось ли отношение к здоровью в течение жизни, какие факторы этому способствовало.
6. Анализ Вашего образа жизни: положительные и отрицательные характеристики.
8.2. Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания дисциплины:
1. Сайт научной библиотеки Университета, URL: http://www.scsml.rssi.ru/
2. Электронная библиотека Социологического факультета МГУ: http://lib.socio.msu.ru/l/library
3. Электронная библиотека книг и учебников по социологии: http://socioline.ru/library
4. Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»: http://ecsocman.hse.ru
Рабочая программа дисциплины разработана: кафедрой социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования
Разработчик: Зав. кафедрой Академик РАН, д.м.н., д.социол.н., профессор Решетников А.В.
Профессор кафедры д.социол.н, профессор Ефименко С.А.
Преподаватель кафедры Богачанская Н.Н.