Маркетинг медицинской организации

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

МАРКЕТИНГ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Направление подготовки (специальность) Организация здравоохранения и общественное здоровье

Форма обучения Очная

Трудоемкость дисциплины 1 зачетная единица

1. Цель освоения дисциплины «Маркетинг медицинской организации. Основы теории развития торговой марки медицинской организации».

Цель освоения дисциплины: на основе полученных  знаний  уметь  анализировать  маркетинговую среду на уровне конкретной медицинской организации;  приобрести умения использовать  информацию, полученную в результате проведённого маркетингового исследования с целью эффективной организации лечебного процесса; обучить ординаторов составлять  план маркетинга.

 

   2. Место дисциплины в структуре оПоп ППО Университета

            Дисциплина «Маркетинг медицинской организации. Основы теории развития торговой марки медицинской организации». относится к разделу ФД.О.01.факультативные дисциплины .

                                   (указывается индекс и наименование раздела)

           

            3. Требования к результатам освоения дисциплины:

№ п/п

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны

Оценочные средства*

 

Знать:

-основные термины и понятия;

-функции, принципы и цели  маркетинговой деятельности;

-основные этапы  маркетинговой  деятельности;

-задачи  маркетинговой службы на уровне конкретной медицинской организации;

- основы теории франчайзинга – системы льготного предпринимательства;

- нормативно-правовые основы коммерческой концессии в РФ.  

 

Презентации и защита

плана маркетинга медицинской организации, дискуссия, тесты

 

Уметь:

-определять источники информации, которые могут быть использованы при     проведении анализа маркетинговой среды конкретной медицинской организации;

-делать выводы на основе полученных данных;

-выбирать целевой  рынок;

-разрабатывать  маркетинговый комплекс;

-составлять план маркетинга;     

-принимать  управленческие  решения  с учетом полученных результатов;

- анализировать достоинства и недостатки системы франчайзинга на рынке медицинских услуг;

- анализировать финансовые аспекты франчайзинга.

Презентации и защита

плана маркетинга медицинской организации, дискуссия

 

Владеть:

- методом разработки плана маркетинга медицинской организации

. Презентации и защита

плана маркетинга медицинской организации, дискуссия

*примерные виды оценочных средств: собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, типовые расчеты, индивидуальные задания, реферат, эссе и др.

 

4. Распределение трудоемкости дисциплины.

4.1. Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по годам:

Вид учебной работы

Трудоемкость

Трудоемкость по годам (АЧ)

объем в зачетных единицах (ЗЕ)

объем в академических часах (АЧ)

1

2

Аудиторная работа, в том числе

1

36

 

36

   Лекции (Л)

 

8

 

8

   Семинары (С)

 

12

 

14

Самостоятельная работа (СР)

 

12

 

12

   зачет/экзамен (указать З или Э)

зачет

2

 

 

ИТОГО

 

36

 

 

4.2. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля

Год обучения

Наименование раздела дисциплины

Виды учебной работы (в АЧ)

Оценочные средства

 

 

 

Л

ПЗ/КПЗ

С

СР

всего

 

1.

2

Маркетинг медицинской организации

4

 

6

6

16

Тесты, презентация и защита

2.

2

Франчайзинг в здравоохранении

4

 

6

6

16

Реферат, участие в дискуссии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО

8

 

12

12

32

 

4.3. Распределение лекций по годам обучения

п/№

Наименование тем лекций

Объем в АЧ

 

 

Год 1

Год 2

1.

Маркетинг медицинской организации

 

4

2.

Франчайзинг в здравоохранении

 

4

 

 

 

 

 

ИТОГО (всего -               АЧ)

 

8

4.5. Распределение тем семинаров по годам

п/№

Наименование тем семинаров

Объем в АЧ

 

 

Год 1

Год 2

1.

Разработка плана маркетинга медицинской организации и его презентация

 

6

2

Проблемы и перспективы развития системы франчайзинга в здравоохранении РФ

 

6

 

 

 

 

 

ИТОГО (всего -               АЧ)

 

12

4.6. Распределение самостоятельной работы (СР) по видам и годам

п/№

Наименование вида СР*

Объем в АЧ

 

 

Год 1

Год 2

1.

Работа с литературными и иными источниками информации по изучаемому разделу,  выполнение заданий по разработке плана маркетинга

 

6

2.

Подготовка реферата. Работа с литературными и иными источниками информации по изучаемому разделу.

 

6

 

ИТОГО (всего -               АЧ)

 

12

*виды самостоятельной работы: работа с литературными и иными источниками информации по изучаемому разделу, в том числе в интерактивной форме, выполнение заданий, предусмотренных рабочей программой (групповых и (или) индивидуальных), ведения медицинской документации, подготовки рефератов, эссе, докладов, выступлений; подготовка к участию в занятиях в интерактивной форме (ролевые и деловые игры, тренинги, игровое проектирование, компьютерная симуляция, дискуссии), работа с электронными образовательными ресурсами, размещенными на образовательном портале Университета, и т.д.

 

 

5. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины.

5.1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации*, виды оценочных средств:

№ п/п

Год

Формы контроля

Наименование раздела дисциплины

Оценочные средства

Виды

Кол-во вопросов в задании

Кол-во независимых вариантов

1

2

3

4

5

6

7

  1.  

    2

зачет

Маркетинговая деятельность медицинской организации

Тесты,

Защита плана маркетинга медицинской организации

10

2

  1.  

  2

зачет

Использование системы франчайзинга в здравоохранении.

Реферат, дискуссия

10

2

  1.  

 

 

 

 

 

 

*формы текущего контроля: контроль самостоятельной работы, контроль освоения темы; формы промежуточной аттестации: зачет, экзамен

5.2. Примеры оценочных средств:

Примеры тестов

Инструкция. Выберите правильный ответ

Тест 1.

Маркетинг изучает:

А) Вопросы управления

Б) Вопросы рыночных отношений

В) Вопросы экономики

Г) Все перечисленное верно

 

 

 Тест 2.

Составляющими микросреды организации являются:

 

 А. Внутренняя среда организации

Б. Макросреда

В. Непосредственное окружение организации

Г. Внешняя среда организации

Д. Все перечисленное верно

Тест 3.

В качестве параметров позиционирования медицинской организации можно использовать:

А. Средний возраст пациентов

Б. Квалификацию медицинского персонала

В. Спектр услуг

Г. Место расположения

Д. Средний возраст медицинского персонала

 

Тест 4.

Сегментирование рынка можно проводить по следующим признакам:

А. Поведенческий

Б. Демографический

В. Логарифмический

Г. Географический

Д. Психологический

5.3. Оценочные средства, рекомендуемые для включения в фонд оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации. 

Факультативная дисциплина

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы).

6.1. Перечень рекомендуемой литературы

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

1

Экономика здравоохранения. Учебное пособие для вузов/ Под общ. ред. А.В. Решетникова. – М.:ГЭОТАР Медиа, 2010.- 272 с.

Управление здравоохранением: Учебник / Под ред. В.З. Кучеренко.- М.: ТЕИС, 2001. –448 с.

 

 

2

150

2

Решетников А.В. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 336с.

 

2

-

3

 Управление здравоохранением: Учебник / Под ред. В.З. Кучеренко.- М.: ТЕИС, 2001. –448 с.

 

3

100

6.2. Перечень методических рекомендаций для аудиторной и самостоятельной работы интернов/ординаторов (при наличии).

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

1.

Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. - М.: «Бизнес-книга», «ИМА-Кросс. Плюс». -1995 г. - 702 с.

 

1

-

2

Слайды по теме  курса «Маркетинг в здравоохранении. Основы теории развития торговой марки медицинской организации» 

5

-

            6.3. Перечень методических рекомендаций для преподавателей (при наличии).

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

1

Маркетинговые  исследования в здравоохранении. Учебно-методическое пособие для студентов. Под редакцией проф. О.А. Васнецовой.- М: Авторская академия; Товарищество научных изданий КМК.- 2008 год. 209 с.

1

-

 

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

7.1. Перечень помещений, необходимых для проведения аудиторных занятий по дисциплине.

                1.    Учебные кабинеты

                2.     Компьютерный класс

7.2. Перечень оборудования, необходимого для проведения аудиторных занятий по дисциплине.

1.   Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран)

2. Персональный компьютер

3.  Телевизор

4. Видео- и DVD  проигрыватели

4. Ксерокс

5. Флипчат

 

8. Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины:

1. Проблемная лекция

2. Групповая дискуссия  («Круглый стол на  актуальную тему»)

3. Самостоятельная работа ( тренинговые методы)

4. Проектирование

5. Ситуация -кейс

Всего 40%  интерактивных занятий от объема аудиторной работы.

8.1. Примеры образовательных технологий в интерактивной форме:

     1.  Задание для проектирования и рекомендации по его выполнению:

Цель задания: Закрепление и практическое применение знаний, навыков и умений, полученных в ходе изучения модуля «Маркетинг в здравоохранении» на примере практического задания – разработки плана маркетинга медицинской организации.

  Задание. Проведите анализ рынка, представьте  на рынок медицинскую услугу, составьте план маркетинг на одну из услуг, оказываемую в отделении, где Вы работаете: а) терапевтическое отделение ЛПУ; б) онкологическое отделение ЛПУ; в) гинекологическое отделение ЛПУ; г) хирургическое отделение ЛПУ; д) неврологическое отделение ЛПУ

 Предложите сферу практического применения результатов Вашего исследования,  выводы.

            Содержание самостоятельной работы: изучение рекомендованной литературы,  работа с информационными ресурсами, создание слайдов для презентации.

             Вид контроля: презентация и защита, дискуссия.

 Задание 2. Пример ситуационной задачи.

 Прочтите и проанализируйте ниже представленную информацию.

Пример публичной информации о принципах деятельности, распространенной ТНК в ряде средств массовой информации.

«Филипп Моррис Интернэшнл» поддерживает практику ясных и четких публичных предупреждений о проблемах, связанных с курением, везде, где осуществляется продажа нашей продукции:

- курение опасно для здоровья и вызывает зависимость

- отказ от курения - лучший способ снизить риски для здоровья, связанные с курением

- Вам не следует предполагать, что сигареты с пониженным содержанием смол являются «безопасными» или «более безопасными»

- органы здравоохранения пришли к заключению, что пассивное курение является причиной или повышает риск целого ряда заболеваний у некурящих

-  сигаретный дым содержит тысячи химических элементов и соединений, многие из которых токсичны.

            В течение многих лет мы распространяем эту и другую информацию для курильщиков и общества в целом, как в России, так и по всему миру через наш Интернет-сайт, а также посредством специальных буклетов, прикрепленных к сигаретным пачкам.

            Зачем же табачной компании напоминать курильщикам об этих проблемах? Мы осознаем, что в обществе существует озабоченность в отношении нашей продукции, и мы разделяем эту озабоченность. Соответствовать ожиданиям общества и превосходить их – неотъемлемая часть нашего бизнеса.

            Для получения более подробной информации по любой из обозначенных выше тем или по другим вопросам, связанных с курением, пожалуйста, посетите наш Интернет-сайт.

Ответьте на вопросы:

1.         В чем актуальность представленной информации?

2.         Какой концепции маркетинга в отношении потребителей и общества придерживается анализируемая компания? Объясните необходимость ее осуществления.

3.         Для чего компания инициировала распространение данной информации?

4.         Знаете  ли Вы примеры подобного рода, распространяемые компаниями, выпускающими социально вредные товары?

 

      

2. Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания дисциплины:

1. http://www.minzdravsoc.ru/

2. http://www.rosmedportal.com

3. Единый образовательный портал: http://www.mma.ru

Рабочая программа дисциплины разработана: кафедрой социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования

Разработчик: Доцент кафедры, к.э.н., доцент Кобяцкая Е.Е.

                           Доцент кафедры Жилина Т.Н.