Социология
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
СОЦИОЛОГИЯ
Направление подготовки (специальность) 080200 Менеджмент
Профиль Менеджмент в здравоохранении
Степень Бакалавр
Форма обучения Заочная
Трудоемкость дисциплины 4 зачетных единицы
1. Цель и задачи освоения дисциплины Социология (далее – дисциплина).
Цель освоения дисциплины состоит в овладении знаниями об обществе и законах его развития и функционирования, а также принципами организации социологического исследования, для повышения эффективности лечения и профилактики различных болезней, управленческой деятельности руководителя организации здравоохранения.
Задачи дисциплины: (знать, уметь, владеть).
- приобретение студентами знаний социологической науки в области исследования социальных процессов и явлений;
- обучение студентов важнейшим методам социологического исследования; позволяющим с максимальной объективностью изучать исследуемый социальный объект,
- формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров;
-формирование навыков общения с больным с учетом этики и деонтологии в зависимости от выявленной патологии и характерологических особенностей пациентов;
- формирование у студента навыков общения в коллективе.
2. Место дисциплины в структуре ооп ВПО Университета.
2.1. Дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу (разделу), вариативной части.
2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами/практиками:
- высшая математика
Знания: основных групп многомерных анализов: корреляционный, факторный, регрессионный и др.
Умения: нет
Навыки: применения некоторых видов многомерного анализа
- история
Знания: основных периодов всемирной и отечественной истории
Умения: нет
Навыки: осуществлять исторический анализ, конкретного периода жизни
- философия
Знания: научной картины мира, истории философии, законов логики, социально-философских воззрений на общество как объект изучения
2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами/практиками:
-
(наименование дисциплины/практики)
Знания:
Умения:
Навыки:
(наименование дисциплины/практики)
Знания:
Умения:
Навыки:
и т.д.
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
п/№ |
Код компетенции |
Содержание компетенции (или ее части) |
В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: |
|||
Знать |
Уметь |
Владеть |
Оценочные средства |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
ОК |
|
|
|
|
|
ОК-1 |
знание базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии |
знать |
|
|
экзамен |
|
ОК-2 |
знание и понимание законов развития общества и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности |
знать |
|
|
экзамен |
|
ОК-3 |
способность занимать активную гражданскую позицию |
знать |
|
|
экзамен |
|
ОК-4 |
умение анализировать и оценивать исторические события и процессы |
|
уметь |
|
экзамен |
|
ОК-7 |
готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе |
|
уметь |
|
экзамен |
|
ОК-8 |
способность находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность |
|
уметь |
|
экзамен |
|
ОК-12 |
осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности |
знать |
|
|
экзамен |
|
ОК-13 |
способность анализировать социально значимые проблемы и процессы |
|
уметь |
|
экзамен |
|
ОК-15 |
владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования |
|
|
владеть |
экзамен |
|
ОК-17 |
владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией |
|
|
владеть |
экзамен |
|
ОК-20 |
способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности |
знать |
|
|
экзамен |
|
|
ПК |
|
|
|
экзамен |
|
ПК-2 |
способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования |
|
уметь |
|
экзамен |
|
ПК-3 |
готовность к разработке процедур и методов контроля |
|
уметь |
|
экзамен |
|
ПК-4 |
способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач |
|
уметь |
|
экзамен |
|
ПК-5 |
способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды |
|
уметь |
|
экзамен |
|
ПК-7 |
способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций |
знать |
|
|
экзамен |
|
ПК-8 |
способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений |
|
уметь |
|
экзамен |
|
ПК-13 |
способностью участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию |
знать |
|
|
экзамен |
|
ПК-14 |
владеть современными технологиями управления персоналом |
|
|
владеть |
экзамен |
|
ПК-28 |
понимание основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования |
знать |
|
|
экзамен |
|
ПК-29 |
способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса |
|
уметь |
|
экзамен |
|
ПК-36 |
умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте |
|
уметь |
|
экзамен |
|
ПК-50 |
способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности |
|
уметь |
|
экзамен |
4. Разделы дисциплины и компетенции, которые формируются при их изучении:
п/№ |
Код компетенции |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела в дидактических единицах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Распределение трудоемкости дисциплины.
5.1. Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по семестрам:
Вид учебной работы |
Трудоемкость |
Трудоемкость по семестрам (АЧ) |
|
|||
объем в зачетных единицах (ЗЕ) |
объем в академических часах (АЧ) |
|
||||
2 |
3 |
|
|
|||
Аудиторная работа, в том числе |
0,25 |
9 |
6 |
3 |
|
|
Лекции (Л) |
|
|
4 |
|
|
|
Лабораторные практикумы (ЛП) |
|
|
|
|
|
|
Практические занятия (ПЗ) |
|
|
|
|
|
|
Клинические практические занятия (КПЗ) |
|
|
|
|
|
|
Семинары (С) |
|
|
2 |
3 |
|
|
Самостоятельная работа студента (СРС) |
2,75 |
99 |
13 |
86 |
|
|
Промежуточная аттестация |
|
|
|
|
|
|
зачет/экзамен (Э) |
1 |
36 |
|
36 |
|
|
ИТОГО |
4 |
144 |
19 |
125 |
|
|
5.2. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля:
п/№ |
№ семестра |
Наименование раздела дисциплины |
Виды учебной работы (в АЧ) |
Оценочные средства |
||||||
|
|
|
Л |
ЛП |
ПЗ |
КПЗ |
С |
СРС |
всего |
|
1. |
2 |
Введение в социологию |
2 |
|
|
|
2 |
13 |
17 |
Экзамен |
2. |
3 |
Организация и проведение медико-социологических исследований |
2 |
|
|
|
3 |
86 |
91 |
Реферат, экзамен |
|
|
ИТОГО |
4 |
|
|
|
5 |
99 |
108 |
|
5.3. Распределение лекций по семестрам:
п/№ |
Наименование тем лекций |
Объем в АЧ |
|
|
|
Семестр 2 |
Семестр |
1. |
Введение в социологию |
2 |
|
2. |
Организация и проведение медико-социологических исследований |
2 |
|
|
ИТОГО (всего - 4 АЧ) |
4 |
|
5.4. Распределение лабораторных практикумов по семестрам:
п/№ |
Наименование лабораторных практикумов |
Объем в АЧ |
|
|
|
Семестр |
Семестр |
|
Нет лабораторных практикумов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО (всего - АЧ) |
|
|
5.5. Распределение тем практических занятий по семестрам:
п/№ |
Наименование тем практических занятий |
Объем в АЧ |
|
|
|
Семестр |
Семестр |
|
Нет практических занятий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО (всего - АЧ) |
|
|
5.6. Распределение тем клинических практических занятий по семестрам:
п/№ |
Наименование тем клинических практических занятий |
Объем в АЧ |
|
|
|
Семестр |
Семестр |
|
Нет клинических занятий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО (всего - АЧ) |
|
|
5.7. Распределение тем семинаров по семестрам:
п/№ |
Наименование тем семинаров |
Объем в АЧ |
|
|
|
Семестр 2 |
Семестр 3 |
1. |
Введение в социологию |
2 |
|
2. |
Организация и проведение медико-социологических исследований |
|
3 |
|
|
|
|
|
ИТОГО (всего - 5 АЧ) |
2 |
3 |
5.8. Распределение самостоятельной работы студента (СРС) по видам и семестрам:
п/№ |
Наименование вида СРС* |
Объем в АЧ |
|
|
|
Семестр 2 |
Семестр 3 |
1 |
Введение в социологию |
13 |
|
2 |
Организация и проведение медико-социологических исследований |
|
86 |
|
ИТОГО (всего - 99 АЧ) |
13 |
86 |
*виды самостоятельной работы: работа с литературными и иными источниками информации по изучаемому разделу, в том числе в интерактивной форме, выполнение заданий, предусмотренных рабочей программой (групповых и (или) индивидуальных) в форме написания историй болезни, рефератов, эссе, подготовки докладов, выступлений; подготовка к участию в занятиях в интерактивной форме (ролевые и деловые игры, тренинги, игровое проектирование, компьютерная симуляция, дискуссии), работа с электронными образовательными ресурсами, размещенными на образовательном портале Университета, подготовка курсовых работ и т.д.
6. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины.
6.1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации*, виды оценочных средств:
№ п/п |
№ семестра |
Формы контроля |
Наименование раздела дисциплины |
Оценочные средства |
||
Виды |
Кол-во вопросов в задании |
Кол-во независимых вариантов |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
2 |
ПК |
Введение в социологию |
экзамен |
28 |
1 |
|
3 |
ТК |
Организация и проведение медико-социологических исследований |
реферат |
-
|
- |
*формы текущего контроля: контроль самостоятельной работы студента, контроль освоения темы; формы промежуточной аттестации: зачет, экзамен
6.2. Примеры оценочных средств:
1.Темы рефератов
-
Социальное взаимодействие, как предмет социологии.
-
Концепции бюрократии у Макса Вебера.
-
Отличительные черты становления отечественной социологии.
-
Значение альтруистической любви для развития общества в представлениях Питирима Сорокина.
-
Программа конкретного социологического исследования в сфере здравоохранения:
Например:
-
Удовлетворенность больных процессом лечения в стационаре
-
Эффективность лечебной работы докторов (больниц, медицинских центров)
-
Факторы риска развития хронических заболеваний
-
Стиль руководства в конкретной медицинской организации
-
Медико-социальные причины смертности мужчин репродуктивного возраста.
2. Вопросы к экзамену по курсу «Социология»
-
Структура теоретического знания в социологии. Понятийный аппарат социологии.
-
Понятие и предмет социологической науки.
-
Социологические воззрения Огюста Конта.
-
Вклад Питирима Сорокина в мировую и русскую социологию. Сущность социокультурной динамики.
-
Понятие общества в истории социальной мысли и социологической теории.
-
Общество и его признаки. Типология обществ.
-
Социальное неравенство и исторические типы стратификации общества.
-
Открытые и закрытые общества. Социологические характеристики мобильности.
-
Возникновение и изменение социальных институтов.
-
Понятие организации. Направление исследований организаций в социологии.
-
Бюрократия и ее основные черты. Меры против бюрократизации власти.
-
Культура и социальные ценности.
-
Социальные роли и нормы. Нормативная регуляция поведения.
-
Поведение, социальное действие. Типология социального действия.
-
Социальное взаимодействие и социальная группа.
-
Социологическая концепция социализации. Первичная и вторичная социализация.
-
Основные тенденции развития современной цивилизации.
-
Социальные институты как образования, обеспечивающие относительную устойчивость социальных связей и социальных отношений.
-
Формы и виды социальных организаций.
-
Понятие социальных общностей и их разновидности.
-
Особенности первичных и вторичных социальных групп.
-
Сущность социального контроля и его роль в обществе и формы осуществления.
-
Девиантное поведение. Наиболее распространенные виды девиантного поведения в современном Российском обществе.
-
Виды социальной мобильности. Каналы «лифты» социальной мобильности.
-
Личность как активный субъект социального взаимодействия.
-
Методы сбора первичной информации в социологическом исследовании.
-
Общественное мнение как социальный феномен.
-
Характеристики и функции общественного мнения в гражданском обществе.
и другие.
6.3. Оценочные средства, рекомендуемые для включения в фонд оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы).
7.1. Перечень основной литературы*:
№ |
Наименование согласно библиографическим требованиям |
Количество экземпляров |
|
На кафедре |
В библиотеке |
||
1. |
Решетников А.В. Социология медицины: учебник М.: «ГЭОТАР-Медиа» 2006. – 256с. |
10 |
|
2. |
Кравченко А.И. Социология: учебник М.: «Велби», «Проспект», 2008 |
|
|
3. |
Дубограй Е.В. Курс лекций «Введение в социологию», CD-R, 2010. |
|
|
*перечень основной литературы должен содержать учебники, изданные за последние 10 лет (для дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла за последние 5 лет), учебные пособия, изданные за последние 5 лет.
7.2. Перечень дополнительной литературы*:
№ |
Наименование согласно библиографическим требованиям |
Количество экземпляров |
|
На кафедре |
В библиотеке |
||
1 |
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М.: «Инфра-М», 2009. |
1 |
3 |
2 |
Решетников А.В., Ефименко С.А. Проведение медико-социологического мониторинга: учебно-методическое пособие. М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2007. |
3 |
|
|
|
|
|
*дополнительная литература содержит дополнительный материал к основным разделам программы дисциплины.
7.3. Перечень методических рекомендаций для аудиторной и самостоятельной работы студентов:
№ |
Наименование согласно библиографическим требованиям |
Количество экземпляров |
|
На кафедре |
В библиотеке |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.4. Перечень методических рекомендаций для преподавателей:
№ |
Наименование согласно библиографическим требованиям |
Количество экземпляров |
|
На кафедре |
В библиотеке |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
8.1. Перечень помещений*, необходимых для проведения аудиторных занятий по дисциплине.
1.
2.
*специально оборудованные помещения (аудитории, кабинеты, лаборатории и др.) для проведения лекционных занятий, семинаров, практических и клинико-практических занятий при изучении дисциплин, в том числе:
анатомический зал, анатомический музей, трупохранилище;
аудитории, оборудованные симуляционной техникой;
кабинеты для проведения работы с пациентами, получающими медицинскую помощь.
8.2. Перечень оборудования*, необходимого для проведения аудиторных занятий по дисциплине.
1. Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран),
2. Доска.
9. Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины*:
1.Лекция с визуализацией
Всего 100% интерактивных занятий от объема аудиторной работы.
9.1. Примеры образовательных технологий в интерактивной форме:
1.
2.
9.2. Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания дисциплины:
1. Сайт научной библиотеки Университета, URL: http://www.scsml.rssi.ru/
2. Электронная библиотека Социологического факультета МГУ: http://lib.socio.msu.ru/l/library
3. Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»: http://ecsocman.hse.ru
Рабочая программа дисциплины разработана: кафедрой социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования
Разработчик: Зав. кафедрой Академик РАН, д.м.н., д.социол.н., профессор Решетников А.В.
Профессор кафедры д.социол.н, профессор Ефименко С.А.
Старший преподаватель кафедры к.социол.н. Дубограй Е.В.