Социология

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СОЦИОЛОГИЯ

Направление подготовки (специальность) 080200 Менеджмент

Профиль Менеджмент в здравоохранении

Степень Бакалавр

Форма обучения Заочная

Трудоемкость дисциплины 4 зачетных единицы

1. Цель и задачи освоения дисциплины Социология (далее – дисциплина).

Цель освоения дисциплины состоит в овладении знаниями об обществе и законах его развития и функционирования, а также принципами организации социологического исследования, для повышения эффективности лечения и профилактики различных болезней, управленческой деятельности руководителя организации здравоохранения.

 

Задачи дисциплины: (знать, уметь, владеть).

- приобретение студентами знаний социологической науки в области исследования социальных процессов и явлений;

- обучение студентов важнейшим методам социологического исследования; позволяющим с максимальной объективностью изучать исследуемый социальный объект,

- формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров;

-формирование навыков общения с больным с учетом этики и деонтологии в зависимости от выявленной патологии и характерологических особенностей пациентов;

- формирование у студента навыков общения в коллективе.

 

   2. Место дисциплины в структуре ооп ВПО Университета.

            2.1. Дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу (разделу), вариативной части.

            2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами/практиками:

- высшая математика

Знания: основных групп многомерных анализов: корреляционный, факторный, регрессионный и др.

Умения: нет

Навыки: применения некоторых видов многомерного анализа

-  история

Знания: основных периодов всемирной и отечественной истории

Умения: нет

Навыки:  осуществлять исторический анализ, конкретного периода жизни

- философия

Знания: научной картины мира, истории философии, законов логики, социально-философских воззрений на общество как объект изучения

 

            2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами/практиками:

-                                                                                                                                                       

(наименование дисциплины/практики)

Знания:                                                                                                                                           

Умения:                                                                                                                                          

Навыки:                                                                                                                                          

 

                                                                                                                                                        

(наименование дисциплины/практики)

 

Знания:                                                                                                                                           

Умения:                                                                                                                                          

Навыки:                                                                                                                                          

и т.д.

 

   3. Требования к результатам освоения дисциплины.

   Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

п/№

Код компетенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства

1

2

3

4

5

6

7

 

 

ОК

 

 

 

 

  1.  

ОК-1

знание базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии

знать

 

 

экзамен

  1.  

ОК-2

знание и понимание законов развития общества и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности

знать

 

 

экзамен

  1.  

ОК-3

способность занимать активную гражданскую позицию

знать

 

 

экзамен

  1.  

ОК-4

умение анализировать и оценивать исторические события и процессы

 

уметь

 

экзамен

  1.  

ОК-7

готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе

 

уметь

 

экзамен

  1.  

ОК-8

способность находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность

 

уметь

 

экзамен

  1.  

ОК-12

осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

знать

 

 

экзамен

  1.  

ОК-13

способность анализировать социально значимые проблемы и процессы

 

уметь

 

экзамен

  1.  

ОК-15

владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

 

 

владеть

экзамен

  1.  

ОК-17

владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией

 

 

владеть

экзамен

  1.  

ОК-20

способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности

знать

 

 

экзамен

  1.  

 

ПК

 

 

 

экзамен

  1.  

ПК-2

способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования

 

уметь

 

экзамен

  1.  

ПК-3

готовность к разработке процедур и методов контроля

 

уметь

 

экзамен

  1.  

ПК-4

способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач

 

уметь

 

экзамен

  1.  

ПК-5

способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды

 

уметь

 

экзамен

  1.  

ПК-7

способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций

знать

 

 

экзамен

  1.  

ПК-8

способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений

 

уметь

 

экзамен

  1.  

ПК-13

способностью участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию

знать

 

 

экзамен

  1.  

ПК-14

владеть современными технологиями управления персоналом

 

 

владеть

экзамен

  1.  

ПК-28

понимание основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования

знать

 

 

экзамен

  1.  

ПК-29

способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса

 

уметь

 

экзамен

  1.  

ПК-36

умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте

 

уметь

 

экзамен

  1.  

ПК-50

способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности

 

уметь

 

экзамен

 

 

 

4. Разделы дисциплины и компетенции, которые формируются при их изучении:

п/№

Код компетенции

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах

  1.  

 

 

 

  1.  

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

5. Распределение трудоемкости дисциплины.

5.1. Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по семестрам:

Вид учебной работы

Трудоемкость

Трудоемкость по семестрам (АЧ)

 

объем в зачетных единицах (ЗЕ)

объем в академических часах (АЧ)

 

2

3

 

 

Аудиторная работа, в том числе

0,25

9

6

3

 

 

   Лекции (Л)

 

 

4

 

 

 

   Лабораторные практикумы (ЛП)

 

 

 

 

 

 

   Практические занятия (ПЗ)

 

 

 

 

 

 

   Клинические практические занятия (КПЗ)

 

 

 

 

 

 

   Семинары (С)

 

 

2

3

 

 

Самостоятельная работа студента (СРС)

2,75

99

13

86

 

 

Промежуточная аттестация

 

 

 

 

 

 

   зачет/экзамен (Э)

1

36

 

36

 

 

ИТОГО

4

144

19

125

 

 

5.2. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля:

п/№

№ семестра

Наименование раздела дисциплины

Виды учебной работы (в АЧ)

Оценочные средства

 

 

 

Л

ЛП

ПЗ

КПЗ

С

СРС

всего

 

1.

2

Введение в социологию

2

 

 

 

2

13

17

Экзамен

2.

3

Организация и проведение медико-социологических исследований

2

 

 

 

3

86

91

Реферат, экзамен

 

 

ИТОГО

4

 

 

 

5

99

108

 

5.3. Распределение лекций по семестрам:

п/№

Наименование тем лекций

Объем в АЧ

 

 

Семестр 2

Семестр

1.

Введение в социологию

2

 

2.

Организация и проведение медико-социологических исследований

2

 

 

ИТОГО (всего -  4 АЧ)

4

 

5.4. Распределение лабораторных практикумов по семестрам:

п/№

Наименование лабораторных практикумов

Объем в АЧ

 

 

Семестр

Семестр

 

Нет лабораторных практикумов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО (всего -               АЧ)

 

 

5.5. Распределение тем практических занятий по семестрам:

п/№

Наименование тем практических занятий

Объем в АЧ

 

 

Семестр

Семестр

 

Нет практических занятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО (всего -               АЧ)

 

 

5.6. Распределение тем клинических практических занятий по семестрам:

п/№

Наименование тем клинических практических занятий

Объем в АЧ

 

 

Семестр

Семестр

 

Нет клинических занятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО (всего -               АЧ)

 

 

5.7. Распределение тем семинаров по семестрам:

п/№

Наименование тем семинаров

Объем в АЧ

 

 

Семестр 2

Семестр 3

1.

Введение в социологию

2

 

2.

Организация и проведение медико-социологических исследований

 

3

 

 

 

 

 

ИТОГО (всего -       5 АЧ)

2

3

5.8. Распределение самостоятельной работы студента (СРС) по видам и семестрам:

п/№

Наименование вида СРС*

Объем в АЧ

 

 

Семестр 2

Семестр 3

1

Введение в социологию

13

 

2

Организация и проведение медико-социологических исследований

 

86

 

ИТОГО (всего - 99 АЧ)

13

86

*виды самостоятельной работы: работа с литературными и иными источниками информации по изучаемому разделу, в том числе в интерактивной форме, выполнение заданий, предусмотренных рабочей программой (групповых и (или) индивидуальных) в форме написания историй болезни, рефератов, эссе, подготовки докладов, выступлений; подготовка к участию в занятиях в интерактивной форме (ролевые и деловые игры, тренинги, игровое проектирование, компьютерная симуляция, дискуссии), работа с электронными образовательными ресурсами, размещенными на образовательном портале Университета, подготовка курсовых работ и т.д.

 

6. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины.

6.1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации*, виды оценочных средств:

№ п/п

№ семестра

Формы контроля

Наименование раздела дисциплины

Оценочные средства

Виды

Кол-во вопросов в задании

Кол-во независимых вариантов

1

2

3

4

5

6

7

  1.  

2

ПК

Введение в социологию

экзамен

28

1

  1.  

3

ТК

Организация и проведение медико-социологических исследований

реферат

-

 

-

*формы текущего контроля: контроль самостоятельной работы студента, контроль освоения темы; формы промежуточной аттестации: зачет, экзамен

6.2. Примеры оценочных средств:

1.Темы рефератов

  1. Социальное взаимодействие, как предмет социологии.

  2. Концепции бюрократии у Макса Вебера.

  3. Отличительные черты становления отечественной социологии.

  4. Значение альтруистической любви для развития общества в представлениях Питирима Сорокина.

  5. Программа конкретного социологического исследования в сфере здравоохранения:

Например:

  1. Удовлетворенность больных процессом лечения в стационаре

  2. Эффективность лечебной работы докторов (больниц, медицинских центров)

  3. Факторы риска развития хронических заболеваний

  4. Стиль руководства в конкретной медицинской организации

  5. Медико-социальные причины смертности мужчин репродуктивного возраста.

 

2. Вопросы к экзамену по курсу «Социология»

  1. Структура теоретического знания в социологии. Понятийный аппарат социологии.

  2. Понятие и предмет социологической науки.

  3. Социологические воззрения Огюста Конта.

  4. Вклад Питирима Сорокина в мировую и русскую социологию. Сущность социокультурной динамики.

  5. Понятие общества в истории социальной мысли и социологической теории.

  6. Общество и его признаки. Типология обществ.

  7. Социальное неравенство и исторические типы стратификации общества.

  8. Открытые и закрытые общества. Социологические характеристики мобильности.

  9. Возникновение и изменение социальных институтов.

  10. Понятие организации. Направление исследований организаций в социологии.

  11. Бюрократия и ее основные черты. Меры против бюрократизации власти.

  12. Культура и социальные ценности.

  13. Социальные роли и нормы. Нормативная регуляция поведения.

  14. Поведение, социальное действие. Типология социального действия.

  15. Социальное взаимодействие и социальная группа.

  16. Социологическая концепция социализации. Первичная и вторичная социализация.

  17. Основные тенденции развития современной цивилизации.

  18. Социальные институты как образования, обеспечивающие относительную устойчивость социальных связей и социальных отношений.

  19. Формы и виды социальных организаций.

  20. Понятие социальных общностей и их разновидности.

  21. Особенности первичных и вторичных социальных групп.

  22. Сущность социального контроля и его роль в обществе и формы осуществления.

  23. Девиантное поведение. Наиболее распространенные виды девиантного поведения в современном Российском обществе.

  24. Виды социальной мобильности. Каналы «лифты» социальной мобильности.

  25. Личность как активный субъект социального взаимодействия.

  26. Методы сбора первичной информации в социологическом исследовании.

  27. Общественное мнение как социальный феномен.

  28. Характеристики и функции общественного мнения в гражданском обществе.

и  другие.

 

 

 

6.3. Оценочные средства, рекомендуемые для включения в фонд оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы).

7.1. Перечень основной литературы*:

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

1.

Решетников А.В. Социология медицины: учебник М.: «ГЭОТАР-Медиа» 2006. – 256с.

10

 

2.

Кравченко А.И. Социология: учебник М.: «Велби», «Проспект», 2008

 

 

3.

Дубограй Е.В. Курс лекций «Введение в социологию», CD-R, 2010.

 

 

*перечень основной литературы должен содержать учебники, изданные за последние 10 лет (для дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла за последние 5 лет), учебные пособия, изданные за последние 5 лет.

7.2. Перечень дополнительной литературы*:

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

1

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М.: «Инфра-М», 2009.

1

3

2

Решетников А.В., Ефименко С.А. Проведение медико-социологического мониторинга: учебно-методическое пособие. М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2007.

3

 

 

 

 

 

*дополнительная литература содержит дополнительный материал к основным разделам программы дисциплины.

7.3. Перечень методических рекомендаций для аудиторной и самостоятельной работы студентов:

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            7.4. Перечень методических рекомендаций для преподавателей:

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

8.1. Перечень помещений*, необходимых для проведения аудиторных занятий по дисциплине.

1.

2.

*специально оборудованные помещения (аудитории, кабинеты, лаборатории и др.) для проведения лекционных занятий, семинаров, практических и клинико-практических занятий при изучении дисциплин, в том числе:

анатомический зал, анатомический музей, трупохранилище;

аудитории, оборудованные симуляционной техникой;

кабинеты для проведения работы с пациентами, получающими медицинскую помощь.

8.2. Перечень оборудования*, необходимого для проведения аудиторных занятий по дисциплине.

1. Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран),

2. Доска.

 

9. Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины*:

1.Лекция с визуализацией

Всего 100%  интерактивных занятий от объема аудиторной работы.

9.1. Примеры образовательных технологий в интерактивной форме:

1.

2.

9.2. Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания дисциплины:

1. Сайт научной библиотеки Университета, URL: http://www.scsml.rssi.ru/

2. Электронная библиотека Социологического факультета МГУ: http://lib.socio.msu.ru/l/library

3. Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»: http://ecsocman.hse.ru

Рабочая программа дисциплины разработана: кафедрой социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования

Разработчик: Зав. кафедрой Академик РАН, д.м.н., д.социол.н., профессор Решетников А.В.

                           Профессор кафедры д.социол.н, профессор Ефименко С.А.

                        Старший преподаватель кафедры к.социол.н. Дубограй Е.В.