Социология медицины

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ

Направление подготовки (специальность) 080200 Менеджмент

Профиль Менеджмент в здравоохранении

Степень Бакалавр

Форма обучения Заочная

Трудоемкость дисциплины 3 зачетных единицы

1. Цель и задачи освоения дисциплины Социология медицины (далее – дисциплина).

Цель освоения дисциплины: подготовить студентов к научному осмыслению сложных процессов и явлений современной медицины, сознательному ориентированию в них.

Задачи дисциплины: (знать, уметь, владеть).

            Знать:

- Приоритетные направления развития системы здравоохранения

- Методологию проведения медико-социологических исследований

- Основные этапы разработки программы медико-социологического исследования

- Принципы работы в коллективе, основы психологии и управления коллективом

- Законодательство РФ в области охраны здоровья

Уметь:

- Применять на практике знания, полученные в ходе подготовки МСИ

- Определять цель, задачи медико-социологического исследования

- Брать на себя личную ответственность за принимаемые в команде решения

            - Анализировать научную и публицистическую литературу;

- Излагать и редактировать предметный материал

Владеть:

- Навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии

- Навыками оценки приоритетов развития здравоохранения и повышения эффективности использования ресурсов отрасли

- Навыками составления анкеты

- Навыками работы с различными слоями населения

- Навыками сбора, группировки, анализа и представления полученных в ходе исследования данных

- Навыками работы в команде при составлении и презентации социально-значимой идеи

- Навыками отбора наиболее эффективных мероприятий

 

   2. Место дисциплины в структуре ооп ВПО Университета.

            2.1. Дисциплина относится к учебному циклу (разделу) вариативных  дисциплин и является составной частью профессионального цикла.

            2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами/практиками:

            -Философия

Знания: приобретение научных и технических знаний об улучшении общественного здоровья; моделях и схемах изучения проблем общественного здоровья, социальных детерминант здоровья; о профессиональном предназначении магистра общественного здоровья, о здоровом образе жизни и т.д. выявление и осмысление философских проблем в современной науке и технике, связанных с компьютеризацией системы здравоохранения, а также при обучении будущих магистров основным стратегиям укрепления здоровья и улучшения качества жизни.

Умения: обучение студентов основным стратегиям здоровья и качества жизни; умению выделить ведущие характеристики общественного здоровья, использовать в своей работе критическое мышление; ознакомление с принципами организации и работы системах здравоохранения, профилактических учреждений различного типа; формирование у обучающихся навыков общения с коллективом.

Навыки: участвовать в коллективном обсуждении актуальных проблем совершенствования системы здравоохранения и отстаивать своё компетентное мнение.

- Статистика

            Знания: по методологии, планированию и организации проведения статистического наблюдения; о возможностях применения моделирования в решении проблем общественного здоровья и здравоохранения; о способах приобретения новых знаний и умений.

            Умения: расширять и углублять научное мировоззрение; самостоятельно приобретать и использовать новые знания; исследовать и критически осмысливать явления действительности.

            Навыки: критического анализа статистической информации в профессиональных информационных источниках и в научной литературе с позиций доказательной медицины;

организации и проведения самостоятельного научно-практического исследования, описания и представления его результатов; конструктивного подхода в профессиональной научной коммуникации, организации и ведения научно-практической дискуссии; письменного изложения предметного материала; работы с научной, учебной, справочной литературой и электронными ресурсами; организации и осуществления собственной деятельности.

- Социология

Знания: теории проведения медико-социологических исследований

Умения: разрабатывать программу МСИ

Навыки:  проведения и обработки данных МСИ

            2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами/практиками:

            - Научно-исследовательская работа                               

Знания: методологии планирования и организации медико-социологического исследования; методов сбора и анализа результатов исследования;  правила оформления и представления результатов медико-социологического исследования;

Умения: самостоятельно выбрать тему и обосновать цель и задачи медико-социологического исследования; проводить критический анализ и аргументированную интерпретацию результатов аналогичных научно-практических исследований; планировать, организовывать и проводить самостоятельное исследование; формулировать выводы, вытекающие из результатов исследования и давать по ним обобщающее заключение; работать с различными источниками научной информации, базами данных; готовить презентации и публикации по результатам научно-практического исследования; применять полученные результаты для анализа и принятия решений в сфере своей профессиональной деятельности.

Навыки: работы с научной, учебной, справочной литературой и электронными ресурсами; организации и проведения самостоятельного медико-социологического исследования, описания и представления его результатов;  критического анализа научной информации в профессиональных информационных источниках и в научной литературе;  конструктивным подходом в профессиональной научной коммуникации, организацией и ведением научно-практической дискуссии;  методами и приемами письменного изложения предметного материала и правилами оформления результатов научно-практического исследования.

- Производственная практика

Знания: научных и технических аспектов совершенствования общественного здоровья и их применения в практике; принципов организации и работы лечебно-профилактических учреждений различного типа; технологии оценки и анализа деятельности организаций на базах  практик; методики оценки состояния здоровья населения, эпидемиологической обстановки, природной среды, профессиональной среды, планировании и проведении мероприятий по охране здоровья и среды, улучшению здоровья населения, организации и менеджмента в области общественного здравоохранения структуры и характера деятельности организаций системы здравоохранения, медицинского страхования и других составляющих системы охраны здоровья, их роль в охране и укреплении охраны здоровья населения; их миссию, цели, задачи.

Умения: выделить ведущие характеристики здравоохранения; применять технологии оценки и анализа деятельности организации; анализировать деятельность организаций системы здравоохранения, медицинского страхования и других составляющих системы охраны здоровья;  анализировать преемственность и взаимосвязь между различными элементами системы охраны здоровья населения на примере организаций – баз практики.

Навыки: участия в проведении оценки состояния здоровья населения, эпидемиологической обстановки, природной среды, профессиональной среды, планировании и проведении мероприятий по охране здоровья и среды, улучшению здоровья населения, организации и менеджмента в области общественного здравоохранения; планирования и организации просветительской работе в государственных и негосударственных учреждениях (публичные лекции, доклады, работа в группах риска).

            - Научно-исследовательская практика                           

Знания: методологии планирования и организации медико-социологического исследования; подходов к сбору и анализу результатов исследования; правил оформления и представления результатов исследования; основные профессиональные информационные ресурсы и базы данных

Умения: самостоятельно выбрать тему и обосновать цель и задачи медико-социологического исследования;  планировать, организовывать и проводить самостоятельное исследование;  формулировать выводы, вытекающие из результатов исследования и давать по ним обобщающее заключение; проводить критический анализ и аргументированную интерпретацию результатов собственного и аналогичных исследований; работать с различными источниками научной информации, базами данных; готовить презентации и публикации по результатам исследования; использовать полученные результаты исследования для анализа и принятия решений в сфере своей профессиональной деятельности.

Навыки:  организации и проведения самостоятельного медико-социологического исследования, описания и представления его результатов; критическим анализом научной информации в профессиональных информационных источниках и в научной литературе с позиций доказательной медицины; конструктивным подходом в профессиональной научной коммуникации, организацией и ведением научно-практической дискуссии;  методами и приемами письменного изложения предметного материала и правилами оформления результатов научно-практического исследования; работы с научной, учебной, справочной литературой и электронными ресурсами.

 

   3. Требования к результатам освоения дисциплины.

   Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

п/№

Код компетенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства

1

2

3

4

5

6

7

  1.  

ОК-10

Стремление к личностному и профессиональному саморазвитию

закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории;

 

применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности

навыками целостного подхода к анализу проблем общества

 

тесты, контрольные вопросы

  1.  

ОК-13

Способность анализировать социальнозначимые проблемы и процессы

основные нормативные правовые документы

применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности

навыками целостного подхода к анализу проблем общества

тесты,

эссе, контрольные вопросы

реферат

  1.  

ПК-8

Способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений

основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникации, лидерства и управления конфликтами

 

организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач

методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль

тесты, контрольные вопросы

  1.  

ПК-28

Понимание основных мотивов и механизмов принятия решений органами государственного регулирования

роли, функции и задачи менеджера в современной организации

ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций

современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации

тесты, контрольные вопросы

 

 

 

 

4. Разделы дисциплины и компетенции, которые формируются при их изучении:

п/№

Код компетенции

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах

  1.  

ОК-10, ОК-13,

ПК-8,

ПК-28

 

 

 

Социология медицины

Социология здоровья

Основные факторы, формирующие здоровье и отношение к нему

Исследование влияния образа жизни на  здоровье              

 

 

5. Распределение трудоемкости дисциплины.

5.1. Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по семестрам:

Вид учебной работы

Трудоемкость

Трудоемкость по семестрам (АЧ)

объем в зачетных единицах (ЗЕ)

объем в академических часах (АЧ)

3

 

 

Аудиторная работа, в том числе

 

9

9

 

 

   Лекции (Л)

 

4

4

 

 

   Лабораторные практикумы (ЛП)

 

 

 

 

 

   Практические занятия (ПЗ)

 

5

5

 

 

   Клинические практические занятия (КПЗ)

 

 

 

 

 

   Семинары (С)

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа студента (СРС)

 

99

99

 

 

Промежуточная аттестация

 

 

 

 

 

   зачет

 

 

З

 

 

ИТОГО

3

108

108

 

 

5.2. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля:

п/№

№ семестра

Наименование раздела дисциплины

Виды учебной работы (в АЧ)

Оценочные средства

 

 

 

Л

ЛП

ПЗ

КПЗ

С

СРС

всего

 

1.

3

Социология медицины

2

 

1

 

 

55

58

Тесты, контрольные вопросы, реферат

2.

3

Социология здоровья

2

 

4

 

 

44

50

Эссе,

контрольные вопросы

реферат

 

 

ИТОГО

4

 

5

 

 

99

108

 

5.3. Распределение лекций по семестрам:

п/№

Наименование тем лекций

Объем в АЧ

 

 

Семестр 3

Семестр

1

Предмет и задачи социологии медицины 

1

 

2

Социология здоровья

2

 

3

Основные направления исследований в социологии медицины

1

 

 

ИТОГО (всего - 4 АЧ)

 

 

5.4. Распределение лабораторных практикумов по семестрам:

п/№

Наименование лабораторных практикумов

Объем в АЧ

 

 

Семестр

Семестр

 

Нет лабораторных практикумов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО (всего -               АЧ)

 

 

5.5. Распределение тем практических занятий по семестрам:

п/№

Наименование тем практических занятий

Объем в АЧ

 

 

Семестр 3

Семестр

1

Исследование влияния образа жизни на  здоровье 

2

 

2

Основные направления исследований в социологии медицины

1

 

3

Самосохранительное поведение (круглый стол)

2

 

 

ИТОГО (всего - 5 АЧ)

5

 

5.6. Распределение тем клинических практических занятий по семестрам:

п/№

Наименование тем клинических практических занятий

Объем в АЧ

 

 

Семестр

Семестр

 

 

 

 

 

Нет клинических практических занятий

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО (всего -               АЧ)

 

 

5.7. Распределение тем семинаров по семестрам:

п/№

Наименование тем семинаров

Объем в АЧ

 

 

Семестр

Семестр

 

Нет семинаров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО (всего -               АЧ)

 

 

5.8. Распределение самостоятельной работы студента (СРС) по видам и семестрам:

п/№

Наименование вида СРС

Объем в АЧ

 

 

Семестр 3

Семестр

1

Работа с литературными и электронными источниками информации по изучаемым темам

70

 

2

Подготовка  к круглому столу

10

 

3

Написание реферата

10

 

4.

Подготовка к промежуточному контролю

9

 

 

ИТОГО (всего - 99 АЧ)

99

 

 

6. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины.

6.1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации, виды оценочных средств:

№ п/п

№ семестра

Формы контроля

Наименование раздела дисциплины

Оценочные средства

Виды

Кол-во вопросов в задании

Кол-во независимых вариантов

1

2

3

4

5

6

7

  1.  

3

Входной, текущий

Социология медицины

Контрольные вопросы,

Тесты,

Реферат Зачет

 

10

5

  1.  

3

Промежуточный

Социология здоровья

Эссе Зачет

10

5

 

6.2. Примеры оценочных средств:

1. Тема эссе. Условия формирования здорового образа жизни

2. Пример вопроса, выносимого на обсуждение за круглым столом: План мероприятий, направленных на формирование эффективной государственной политики в области здорового образа жизни.

3. Примеры вопросов на зачете:

  1. Практическое использование данных, полученных в ходе проведения медико-социологического исследования

  2. Объекты медико-социологического исследования (цель, задачи, особенности проведения).

  3. Методы сбора медико-социологической информации

  4. Социальные аспекты политики здравоохранения.

  5. Социальное взаимодействие врача и пациента

3. Темы рефератов:

  1. Условия формирования здорового образа жизни.

  2. Социологические аспекты болезни и поведения больного.

  3. Социальное взаимодействие врача и пациента.

 

6.3. Оценочные средства, рекомендуемые для включения в фонд оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации.

1. Примеры тестовых заданий:

1. Какие существуют особенности формулирования вопросов:

1) нельзя использовать «наводящие» вопросы, внушающие определенный ответ;

2) использование стереотипных формулировок вопросов дают хорошую вариабельность ответов;

3) необходимо широко использовать лобовые вопросы;

4) использование проективных вопросов оптимально для выявления общей направленности интересов, мотивов деятельности, ценностных ориентаций; 5) необходимо обратить внимание на асимметрию позитивного и негативного полюсов оценок.

 

2. При постановке закрытых вопросов (и ответов на них) необходимо соблюдать следующие требования:

1) максимально предусмотреть возможные варианты ответов;

2) первыми должны быть наименее вероятные варианты ответа;

3) подсказки должны быть примерно равной длины;

4) лучше комбинировать несколько идей в одной фразе;

5) все варианты ответов следует выдерживать на одном уровне конкретизации.

 

Контрольные вопросы:

  1. Социально-экономические аспекты здоровья и болезни.

  2. Медико-социологические исследования в системе охраны здоровья (цель, задачи, особенности проведения).

  3. Сущность, содержание и принципы применения социального маркетинга в системе охраны здоровья населения.

  4. Возможности применения социального маркетинга в здравоохранении.

  5. Социология лечебно-профилактических учреждений.

  6. Социально-психологические отношения в коллективах ЛПУ.

  7. Социальные аспекты изучения и лечения заболеваний.

 

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы).

7.1. Перечень основной литературы:

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

1

Решетников А. В. Социология медицины: учебник. М.: ГЕОТАР-Медиа, 2006. – 256 с.

10

 

2

Ефименко С. А. Социальный портрет участкового врача-терапевта / Под ред. Академика РАМН, профессора А. В. Решетникова. Монография. – М.: Здоровье и общество, 2005. – 205 с.

 

20

 

3

Решетников А. В., Ефименко С. А. Социология пациента. – М.: Здоровье и общество, 2008. – 304 с.

 

20

 

4

Журавлёва И. В. Отношение к здоровью индивида и общества. − М.: Наука, 2006. − 238 с.

5

 

7.2. Перечень дополнительной литературы:

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

1

Решетников А.В., Ефименко С.А., Богачанская Н.Н. Методика проведения медико-социологического исследования / CD-R, 2010.

10

 

2

Журавлёва И. В. Курс лекций «Социология здоровья» / CD-R, 2010

10

 

3

Решетников А. В., Шаповалова О. А. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины. Учеб. пособие. – М.: ГЕОТАР-Медиа, 2008. – 64 с.

10

 

7.3. Перечень методических рекомендаций для аудиторной и самостоятельной работы студентов:

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

1.

Решетников А.В., Ефименко С.А., Богачанская Н.Н. Методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе

В эл. виде

 

            7.4. Перечень методических рекомендаций для преподавателей:

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

1

Решетников А.В., Ефименко С.А., Богачанская Н.Н. Методические рекомендации к проведению семинарских занятий

 В эл. виде

 

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

8.1. Перечень помещений, необходимых для проведения аудиторных занятий по дисциплине.

1. аудитория для проведения лекций и практических занятий -1

2. компьютерный класс -1

8.2. Перечень оборудования, необходимого для проведения аудиторных занятий по дисциплине.

 Материально-техническое обеспечение:

Мультимедийный комплекс -1,

Презентации лекций, мультимедийные наглядных материалы по различным разделам дисциплины. Доски.

 

9. Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины:

1.Дискуссия

2. Лекция с визуализацией

Всего __70______%  интерактивных занятий от объема аудиторной работы.

9.1. Примеры образовательных технологий в интерактивной форме:

1. Дискуссия с «Мозговым штурмом» Разработка плана мероприятий, направленных на формирование эффективной государственной политики в области здорового образа жизни.

2. Групповое обсуждение по методу кругового сбора идей следующей темы: «Наиболее эффективная и приемлемая модель организации для системы здравоохранения».

9.2. Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания дисциплины:

 

1. Сайт научной библиотеки Университета, URL: http://www.scsml.rssi.ru/

2. Электронная библиотека Социологического факультета МГУ: http://lib.socio.msu.ru/l/library

3. Электронная библиотека книг и учебников по социологии: http://socioline.ru/library

4. Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»: http://ecsocman.hse.ru

Рабочая программа дисциплины разработана: кафедрой социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования

Разработчик: Зав. кафедрой Академик РАН, д.м.н., д.социол.н., профессор Решетников А.В.

                           Профессор кафедры д.социол.н, профессор Ефименко С.А.

                        Преподаватель кафедры Богачанская Н.Н.