Социология медицины
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ
Направление подготовки (специальность) 080200 Менеджмент
Профиль Менеджмент в здравоохранении
Степень Бакалавр
Форма обучения Заочная
Трудоемкость дисциплины 3 зачетных единицы
1. Цель и задачи освоения дисциплины Социология медицины (далее – дисциплина).
Цель освоения дисциплины: подготовить студентов к научному осмыслению сложных процессов и явлений современной медицины, сознательному ориентированию в них.
Задачи дисциплины: (знать, уметь, владеть).
Знать:
- Приоритетные направления развития системы здравоохранения
- Методологию проведения медико-социологических исследований
- Основные этапы разработки программы медико-социологического исследования
- Принципы работы в коллективе, основы психологии и управления коллективом
- Законодательство РФ в области охраны здоровья
Уметь:
- Применять на практике знания, полученные в ходе подготовки МСИ
- Определять цель, задачи медико-социологического исследования
- Брать на себя личную ответственность за принимаемые в команде решения
- Анализировать научную и публицистическую литературу;
- Излагать и редактировать предметный материал
Владеть:
- Навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии
- Навыками оценки приоритетов развития здравоохранения и повышения эффективности использования ресурсов отрасли
- Навыками составления анкеты
- Навыками работы с различными слоями населения
- Навыками сбора, группировки, анализа и представления полученных в ходе исследования данных
- Навыками работы в команде при составлении и презентации социально-значимой идеи
- Навыками отбора наиболее эффективных мероприятий
2. Место дисциплины в структуре ооп ВПО Университета.
2.1. Дисциплина относится к учебному циклу (разделу) вариативных дисциплин и является составной частью профессионального цикла.
2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами/практиками:
-Философия
Знания: приобретение научных и технических знаний об улучшении общественного здоровья; моделях и схемах изучения проблем общественного здоровья, социальных детерминант здоровья; о профессиональном предназначении магистра общественного здоровья, о здоровом образе жизни и т.д. выявление и осмысление философских проблем в современной науке и технике, связанных с компьютеризацией системы здравоохранения, а также при обучении будущих магистров основным стратегиям укрепления здоровья и улучшения качества жизни.
Умения: обучение студентов основным стратегиям здоровья и качества жизни; умению выделить ведущие характеристики общественного здоровья, использовать в своей работе критическое мышление; ознакомление с принципами организации и работы системах здравоохранения, профилактических учреждений различного типа; формирование у обучающихся навыков общения с коллективом.
Навыки: участвовать в коллективном обсуждении актуальных проблем совершенствования системы здравоохранения и отстаивать своё компетентное мнение.
- Статистика
Знания: по методологии, планированию и организации проведения статистического наблюдения; о возможностях применения моделирования в решении проблем общественного здоровья и здравоохранения; о способах приобретения новых знаний и умений.
Умения: расширять и углублять научное мировоззрение; самостоятельно приобретать и использовать новые знания; исследовать и критически осмысливать явления действительности.
Навыки: критического анализа статистической информации в профессиональных информационных источниках и в научной литературе с позиций доказательной медицины;
организации и проведения самостоятельного научно-практического исследования, описания и представления его результатов; конструктивного подхода в профессиональной научной коммуникации, организации и ведения научно-практической дискуссии; письменного изложения предметного материала; работы с научной, учебной, справочной литературой и электронными ресурсами; организации и осуществления собственной деятельности.
- Социология
Знания: теории проведения медико-социологических исследований
Умения: разрабатывать программу МСИ
Навыки: проведения и обработки данных МСИ
2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами/практиками:
- Научно-исследовательская работа
Знания: методологии планирования и организации медико-социологического исследования; методов сбора и анализа результатов исследования; правила оформления и представления результатов медико-социологического исследования;
Умения: самостоятельно выбрать тему и обосновать цель и задачи медико-социологического исследования; проводить критический анализ и аргументированную интерпретацию результатов аналогичных научно-практических исследований; планировать, организовывать и проводить самостоятельное исследование; формулировать выводы, вытекающие из результатов исследования и давать по ним обобщающее заключение; работать с различными источниками научной информации, базами данных; готовить презентации и публикации по результатам научно-практического исследования; применять полученные результаты для анализа и принятия решений в сфере своей профессиональной деятельности.
Навыки: работы с научной, учебной, справочной литературой и электронными ресурсами; организации и проведения самостоятельного медико-социологического исследования, описания и представления его результатов; критического анализа научной информации в профессиональных информационных источниках и в научной литературе; конструктивным подходом в профессиональной научной коммуникации, организацией и ведением научно-практической дискуссии; методами и приемами письменного изложения предметного материала и правилами оформления результатов научно-практического исследования.
- Производственная практика
Знания: научных и технических аспектов совершенствования общественного здоровья и их применения в практике; принципов организации и работы лечебно-профилактических учреждений различного типа; технологии оценки и анализа деятельности организаций на базах практик; методики оценки состояния здоровья населения, эпидемиологической обстановки, природной среды, профессиональной среды, планировании и проведении мероприятий по охране здоровья и среды, улучшению здоровья населения, организации и менеджмента в области общественного здравоохранения структуры и характера деятельности организаций системы здравоохранения, медицинского страхования и других составляющих системы охраны здоровья, их роль в охране и укреплении охраны здоровья населения; их миссию, цели, задачи.
Умения: выделить ведущие характеристики здравоохранения; применять технологии оценки и анализа деятельности организации; анализировать деятельность организаций системы здравоохранения, медицинского страхования и других составляющих системы охраны здоровья; анализировать преемственность и взаимосвязь между различными элементами системы охраны здоровья населения на примере организаций – баз практики.
Навыки: участия в проведении оценки состояния здоровья населения, эпидемиологической обстановки, природной среды, профессиональной среды, планировании и проведении мероприятий по охране здоровья и среды, улучшению здоровья населения, организации и менеджмента в области общественного здравоохранения; планирования и организации просветительской работе в государственных и негосударственных учреждениях (публичные лекции, доклады, работа в группах риска).
- Научно-исследовательская практика
Знания: методологии планирования и организации медико-социологического исследования; подходов к сбору и анализу результатов исследования; правил оформления и представления результатов исследования; основные профессиональные информационные ресурсы и базы данных
Умения: самостоятельно выбрать тему и обосновать цель и задачи медико-социологического исследования; планировать, организовывать и проводить самостоятельное исследование; формулировать выводы, вытекающие из результатов исследования и давать по ним обобщающее заключение; проводить критический анализ и аргументированную интерпретацию результатов собственного и аналогичных исследований; работать с различными источниками научной информации, базами данных; готовить презентации и публикации по результатам исследования; использовать полученные результаты исследования для анализа и принятия решений в сфере своей профессиональной деятельности.
Навыки: организации и проведения самостоятельного медико-социологического исследования, описания и представления его результатов; критическим анализом научной информации в профессиональных информационных источниках и в научной литературе с позиций доказательной медицины; конструктивным подходом в профессиональной научной коммуникации, организацией и ведением научно-практической дискуссии; методами и приемами письменного изложения предметного материала и правилами оформления результатов научно-практического исследования; работы с научной, учебной, справочной литературой и электронными ресурсами.
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
п/№ |
Код компетенции |
Содержание компетенции (или ее части) |
В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: |
|||
Знать |
Уметь |
Владеть |
Оценочные средства |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
ОК-10 |
Стремление к личностному и профессиональному саморазвитию |
закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории;
|
применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности |
навыками целостного подхода к анализу проблем общества
|
тесты, контрольные вопросы |
|
ОК-13 |
Способность анализировать социальнозначимые проблемы и процессы |
основные нормативные правовые документы |
применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности |
навыками целостного подхода к анализу проблем общества |
тесты, эссе, контрольные вопросы реферат |
|
ПК-8 |
Способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений |
основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникации, лидерства и управления конфликтами
|
организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач |
методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль |
тесты, контрольные вопросы |
|
ПК-28 |
Понимание основных мотивов и механизмов принятия решений органами государственного регулирования |
роли, функции и задачи менеджера в современной организации |
ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций |
современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации |
тесты, контрольные вопросы |
4. Разделы дисциплины и компетенции, которые формируются при их изучении:
п/№ |
Код компетенции |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела в дидактических единицах |
|
ОК-10, ОК-13, ПК-8, ПК-28 |
Социология медицины Социология здоровья |
Основные факторы, формирующие здоровье и отношение к нему Исследование влияния образа жизни на здоровье
|
5. Распределение трудоемкости дисциплины.
5.1. Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по семестрам:
Вид учебной работы |
Трудоемкость |
Трудоемкость по семестрам (АЧ) |
|||
объем в зачетных единицах (ЗЕ) |
объем в академических часах (АЧ) |
||||
3 |
|
|
|||
Аудиторная работа, в том числе |
|
9 |
9 |
|
|
Лекции (Л) |
|
4 |
4 |
|
|
Лабораторные практикумы (ЛП) |
|
|
|
|
|
Практические занятия (ПЗ) |
|
5 |
5 |
|
|
Клинические практические занятия (КПЗ) |
|
|
|
|
|
Семинары (С) |
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа студента (СРС) |
|
99 |
99 |
|
|
Промежуточная аттестация |
|
|
|
|
|
зачет |
|
|
З |
|
|
ИТОГО |
3 |
108 |
108 |
|
|
5.2. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля:
п/№ |
№ семестра |
Наименование раздела дисциплины |
Виды учебной работы (в АЧ) |
Оценочные средства |
||||||
|
|
|
Л |
ЛП |
ПЗ |
КПЗ |
С |
СРС |
всего |
|
1. |
3 |
Социология медицины |
2 |
|
1 |
|
|
55 |
58 |
Тесты, контрольные вопросы, реферат |
2. |
3 |
Социология здоровья |
2 |
|
4 |
|
|
44 |
50 |
Эссе, контрольные вопросы реферат |
|
|
ИТОГО |
4 |
|
5 |
|
|
99 |
108 |
|
5.3. Распределение лекций по семестрам:
п/№ |
Наименование тем лекций |
Объем в АЧ |
|
|
|
Семестр 3 |
Семестр |
1 |
Предмет и задачи социологии медицины |
1 |
|
2 |
Социология здоровья |
2 |
|
3 |
Основные направления исследований в социологии медицины |
1 |
|
|
ИТОГО (всего - 4 АЧ) |
|
|
5.4. Распределение лабораторных практикумов по семестрам:
п/№ |
Наименование лабораторных практикумов |
Объем в АЧ |
|
|
|
Семестр |
Семестр |
|
Нет лабораторных практикумов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО (всего - АЧ) |
|
|
5.5. Распределение тем практических занятий по семестрам:
п/№ |
Наименование тем практических занятий |
Объем в АЧ |
|
|
|
Семестр 3 |
Семестр |
1 |
Исследование влияния образа жизни на здоровье |
2 |
|
2 |
Основные направления исследований в социологии медицины |
1 |
|
3 |
Самосохранительное поведение (круглый стол) |
2 |
|
|
ИТОГО (всего - 5 АЧ) |
5 |
|
5.6. Распределение тем клинических практических занятий по семестрам:
п/№ |
Наименование тем клинических практических занятий |
Объем в АЧ |
|
|
|
Семестр |
Семестр |
|
|
|
|
|
Нет клинических практических занятий |
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО (всего - АЧ) |
|
|
5.7. Распределение тем семинаров по семестрам:
п/№ |
Наименование тем семинаров |
Объем в АЧ |
|
|
|
Семестр |
Семестр |
|
Нет семинаров |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО (всего - АЧ) |
|
|
5.8. Распределение самостоятельной работы студента (СРС) по видам и семестрам:
п/№ |
Наименование вида СРС |
Объем в АЧ |
|
|
|
Семестр 3 |
Семестр |
1 |
Работа с литературными и электронными источниками информации по изучаемым темам |
70 |
|
2 |
Подготовка к круглому столу |
10 |
|
3 |
Написание реферата |
10 |
|
4. |
Подготовка к промежуточному контролю |
9 |
|
|
ИТОГО (всего - 99 АЧ) |
99 |
|
6. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины.
6.1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации, виды оценочных средств:
№ п/п |
№ семестра |
Формы контроля |
Наименование раздела дисциплины |
Оценочные средства |
||
Виды |
Кол-во вопросов в задании |
Кол-во независимых вариантов |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
3 |
Входной, текущий |
Социология медицины |
Контрольные вопросы, Тесты, Реферат Зачет
|
10 |
5 |
|
3 |
Промежуточный |
Социология здоровья |
Эссе Зачет |
10 |
5 |
6.2. Примеры оценочных средств:
1. Тема эссе. Условия формирования здорового образа жизни
2. Пример вопроса, выносимого на обсуждение за круглым столом: План мероприятий, направленных на формирование эффективной государственной политики в области здорового образа жизни.
3. Примеры вопросов на зачете:
-
Практическое использование данных, полученных в ходе проведения медико-социологического исследования
-
Объекты медико-социологического исследования (цель, задачи, особенности проведения).
-
Методы сбора медико-социологической информации
-
Социальные аспекты политики здравоохранения.
-
Социальное взаимодействие врача и пациента
3. Темы рефератов:
-
Условия формирования здорового образа жизни.
-
Социологические аспекты болезни и поведения больного.
-
Социальное взаимодействие врача и пациента.
6.3. Оценочные средства, рекомендуемые для включения в фонд оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации.
1. Примеры тестовых заданий:
1. Какие существуют особенности формулирования вопросов:
1) нельзя использовать «наводящие» вопросы, внушающие определенный ответ;
2) использование стереотипных формулировок вопросов дают хорошую вариабельность ответов;
3) необходимо широко использовать лобовые вопросы;
4) использование проективных вопросов оптимально для выявления общей направленности интересов, мотивов деятельности, ценностных ориентаций; 5) необходимо обратить внимание на асимметрию позитивного и негативного полюсов оценок.
2. При постановке закрытых вопросов (и ответов на них) необходимо соблюдать следующие требования:
1) максимально предусмотреть возможные варианты ответов;
2) первыми должны быть наименее вероятные варианты ответа;
3) подсказки должны быть примерно равной длины;
4) лучше комбинировать несколько идей в одной фразе;
5) все варианты ответов следует выдерживать на одном уровне конкретизации.
Контрольные вопросы:
-
Социально-экономические аспекты здоровья и болезни.
-
Медико-социологические исследования в системе охраны здоровья (цель, задачи, особенности проведения).
-
Сущность, содержание и принципы применения социального маркетинга в системе охраны здоровья населения.
-
Возможности применения социального маркетинга в здравоохранении.
-
Социология лечебно-профилактических учреждений.
-
Социально-психологические отношения в коллективах ЛПУ.
-
Социальные аспекты изучения и лечения заболеваний.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы).
7.1. Перечень основной литературы:
№ |
Наименование согласно библиографическим требованиям |
Количество экземпляров |
|
На кафедре |
В библиотеке |
||
1 |
Решетников А. В. Социология медицины: учебник. М.: ГЕОТАР-Медиа, 2006. – 256 с. |
10 |
|
2 |
Ефименко С. А. Социальный портрет участкового врача-терапевта / Под ред. Академика РАМН, профессора А. В. Решетникова. Монография. – М.: Здоровье и общество, 2005. – 205 с.
|
20 |
|
3 |
Решетников А. В., Ефименко С. А. Социология пациента. – М.: Здоровье и общество, 2008. – 304 с.
|
20 |
|
4 |
Журавлёва И. В. Отношение к здоровью индивида и общества. − М.: Наука, 2006. − 238 с. |
5 |
|
7.2. Перечень дополнительной литературы:
№ |
Наименование согласно библиографическим требованиям |
Количество экземпляров |
|
На кафедре |
В библиотеке |
||
1 |
Решетников А.В., Ефименко С.А., Богачанская Н.Н. Методика проведения медико-социологического исследования / CD-R, 2010. |
10 |
|
2 |
Журавлёва И. В. Курс лекций «Социология здоровья» / CD-R, 2010 |
10 |
|
3 |
Решетников А. В., Шаповалова О. А. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины. Учеб. пособие. – М.: ГЕОТАР-Медиа, 2008. – 64 с. |
10 |
|
7.3. Перечень методических рекомендаций для аудиторной и самостоятельной работы студентов:
№ |
Наименование согласно библиографическим требованиям |
Количество экземпляров |
|
На кафедре |
В библиотеке |
||
1. |
Решетников А.В., Ефименко С.А., Богачанская Н.Н. Методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе |
В эл. виде |
|
7.4. Перечень методических рекомендаций для преподавателей:
№ |
Наименование согласно библиографическим требованиям |
Количество экземпляров |
|
На кафедре |
В библиотеке |
||
1 |
Решетников А.В., Ефименко С.А., Богачанская Н.Н. Методические рекомендации к проведению семинарских занятий |
В эл. виде |
|
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
8.1. Перечень помещений, необходимых для проведения аудиторных занятий по дисциплине.
1. аудитория для проведения лекций и практических занятий -1
2. компьютерный класс -1
8.2. Перечень оборудования, необходимого для проведения аудиторных занятий по дисциплине.
Материально-техническое обеспечение:
Мультимедийный комплекс -1,
Презентации лекций, мультимедийные наглядных материалы по различным разделам дисциплины. Доски.
9. Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины:
1.Дискуссия
2. Лекция с визуализацией
Всего __70______% интерактивных занятий от объема аудиторной работы.
9.1. Примеры образовательных технологий в интерактивной форме:
1. Дискуссия с «Мозговым штурмом» Разработка плана мероприятий, направленных на формирование эффективной государственной политики в области здорового образа жизни.
2. Групповое обсуждение по методу кругового сбора идей следующей темы: «Наиболее эффективная и приемлемая модель организации для системы здравоохранения».
9.2. Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания дисциплины:
1. Сайт научной библиотеки Университета, URL: http://www.scsml.rssi.ru/
2. Электронная библиотека Социологического факультета МГУ: http://lib.socio.msu.ru/l/library
3. Электронная библиотека книг и учебников по социологии: http://socioline.ru/library
4. Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»: http://ecsocman.hse.ru
Рабочая программа дисциплины разработана: кафедрой социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования
Разработчик: Зав. кафедрой Академик РАН, д.м.н., д.социол.н., профессор Решетников А.В.
Профессор кафедры д.социол.н, профессор Ефименко С.А.
Преподаватель кафедры Богачанская Н.Н.