Обучающий симуляционный курс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОБУЧАЮЩИЙ СИМУЛЯЦИОННЫЙ КУРС

Направление подготовки (специальность) Организация здравоохранения и общественное здоровье

Форма обучения Очная

Трудоемкость дисциплины 1 зачетная единица

1. Цель и задачи прохождения обучающего симуляционного курса (далее – ОСК).

Цель прохождения ОСК: - обучить ординаторов сущности конкретного медико-социологического исследования; составлению программы медико-социологического исследовании; обработке, анализу и интерпретации полученных данных; грамотному использованию результатов конкретного медико-социологического исследования.

В результате освоения дисциплины ординатор должен знать:

- структуру и содержание конкретного медико-социологического исследования;

- основные методы сбора и обработки медико-социологической информации.

            Ординатор должен уметь:

- организовать конкретные медико-социологические исследования;

- интерпретировать результаты исследований и давать рекомендации по оптимизации функционирования здравоохранения.

Ординатор должен владеть навыками организации и проведения самостоятельного научно-практического исследования, обработки и представления его результатов.

  

   2. Место ОСК в структуре оПоп ППО Университета

            2.1. Для прохождения ОСК необходимы знания, умения и навыки, формируемые следующими дисциплинами:

 

            - Введение в биостатистику и математическое моделирование

            Знания: по методологии, планированию и организации проведения статистического наблюдения; о возможностях применения моделирования в решении проблем общественного здоровья и здравоохранения.

            Умения: самостоятельно приобретать и использовать новые знания; исследовать и критически осмысливать явления действительности.

            Навыки: критического анализа статистической информации в профессиональных информационных источниках и в научной литературе с позиций доказательной медицины;

организации и проведения самостоятельного научно-практического исследования, описания и представления его результатов; конструктивного подхода в профессиональной научной коммуникации, организации и ведения научно-практической дискуссии; письменного изложения предметного материала; работы с научной, учебной, справочной литературой и электронными ресурсами.

            - Социология медицины                                                                                        

Знания: теории проведения медико-социологического исследования.

Умения: самостоятельного выбора актуальной тематики для проведения медико-социологического исследования.

Навыки: анализа медико-социологической информации в профессиональных информационных источниках и в научной литературе; конструктивного подхода в профессиональной научной коммуникации, организации и ведения научно-практической дискуссии; письменного изложения предметного материала; работы с научной, учебной, справочной литературой и электронными ресурсами.

2.2. ОСК проводится локально/рассредоточено на __1_____ году обучения с_______ по _____/по расписанию.

 

   3. Требования к результатам прохождения ОСК.

В результате прохождения ОСК обучающиеся должны

Оценочные средства*

 

Уметь:

- Анализировать научную и публицистическую литературу;

- Анализировать имеющийся опыт проведения медико-социологических исследований;

- Составлять программу медико-социологического исследования;

- Анализировать полученные в ходе МСИ данные;

- Применять на практике знания, полученные в ходе подготовки и проведения МСИ.

Эссе, Тренинги, Курсовая работа

 

Владеть:

- Навыками составления анкеты;

- Навыками сбора, группировки, анализа и представления полученных в ходе исследования данных;

- Навыками подготовки презентации полученных данных.

Тренинги, Курсовая работа, Тесты

 

4. Оценочные средства для контроля результатов прохождения ОСК:

 

4.1. Дневник (отчет) по ОСК.

 

4.2. Перечень видов оценочных средств для проведения аттестации по ОСК:

1. Тестирование;

2. Контрольные вопросы;

3. Эссе

4. Курсовая работа

 

4.3. Примеры оценочных средств:

1.Тесты:

1. Верстка анкеты должна отвечать следующим требованиям:

1) все смысловые разделы начинаются особыми вступительными пояснениями, которые выделяются шрифтом;

2) каждый вопрос сопровождается четкой инструкцией, как на него отвечать;

3) нельзя предлагать подчеркнуть или зачеркнуть текст предложенных суждений;

4) все вопросы нумеруются по порядку, а варианты ответов обозначают буквами или цифрами в скобках.

5) желательно применять различные шрифты и разнообразное оформление вопросов и вариантов ответов.

 

2. Какова последовательность действий при анализе данных:

1) объяснение фактов;

2) укрупнение, формирование агрегированных признаков;

3) описание всей совокупности данных;

4) прогноз изучаемого процесса, события, явления;

5) сбор данных.

 

3. Определите последовательность проведения медико-социологического исследования:

1) подготовительный (организационный) этап;

2) анализ полученных данных, их литературное и графическое оформление;

3) организация сбора медико-социологической информации;

4) обработка информации;

5) разработка предложений и управленческих решений, внедрение их в практику и оценка эффективности.

 

2. Вопросы:

 

  1. Проблема, проблемная ситуация, объект и предмет медико-социологического исследования. Определение цели и задач исследования.

  2. Типы и виды выборок, условия их определения.

  3. Количественные и качественные методы в социологии медицины.

  4. Методика контент-анализа документов.

  5. Особенности использования экспертного опроса в медико-социологическом исследовании.

 

4.4. Оценочные средства, рекомендуемые для включения в фонд оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации:

Вопросы:

  1. Медико-социологические исследования в системе охраны здоровья (цель, задачи, особенности проведения).

  2. Программа исследования, общие требования к программе. Методологический и методический разделы программы. Проблема, проблемная ситуация, объект и предмет исследования. Определение цели и задач исследования.

  3. Виды гипотез, процедура их разработки и выдвижения. Типы и виды выборок, условия их определения.

  4. Валидность, надежность и точность используемого в исследовании инструментария. Сбор эмпирических данных. Обработка, анализ и интерпретация полученных данных.

  5. Количественные и качественные методы в социологии медицины. Методика контент-анализа документов. Организация и проведение опроса.

  6. Специализированные виды опросов: экспертный опрос, социометрический опрос, фокус-группа. Особенности их использования в медико-социологическом исследовании.

 

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение ОСК (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы).

            5.1. Перечень рекомендуемой литературы:

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

1.

Решетников А. В. Социология медицины: учебник.

– М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа» 2006, 256 с.

10

 

2.

Решетников А.В., Ефименко С.А. Проведение медико-социологического мониторинга: учебно-методическое пособие. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2007. – 160с.

5

 

3.

Решетников А.В., Ефименко С.А., Богачанская Н.Н. Методика проведения медико-социологического исследования, CD-R, 2010.

10

 

           

5.2. Перечень методических рекомендаций по прохождению ОСК для интернов/ординаторов (при наличии):

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

1.

Самоучитель по SPSS: Техническая библиотека http://lib.qrz.ru/node/10966

 

 

2.

Электронная библиотека Социологического факультета МГУ: http://lib.socio.msu.ru/l/library

 

 

            5.3. Перечень методических рекомендаций по проведению ОСК для преподавателей (при наличии):

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Материально-техническое обеспечение ОСК.

6.1. Перечень структурных подразделений Университета, предусмотренных для проведения ОСК:

1. Кафедра социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования.

6.2.Перечень оборудования, необходимого для проведения ОСК:

1. Мультимедийный комплекс -1,

Компьютеры с программным обеспечением SPSS.

Презентации лекций, мультимедийные наглядные материалы. Доски.

Рабочая программа дисциплины разработана: кафедрой социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования

Разработчик: Зав. кафедрой Академик РАН, д.м.н., д.социол.н., профессор Решетников А.В.

                           Профессор кафедры д.социол.н, профессор Ефименко С.А.

                        Преподаватель кафедры Богачанская Н.Н.