Социальный мониторинг

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СОЦИАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ

Направление подготовки (специальность) 080200 Менеджмент

Профиль Менеджмент в здравоохранении

Степень Бакалавр

Форма обучения Заочная

Трудоемкость дисциплины 3 зачетных единицы

1. Цель и задачи освоения дисциплины Социальный мониторинг (далее – дисциплина).

Цель освоения дисциплины состоит в овладении знаниями о современных технологиях медико-социологических исследований как методической основы медико-социологического мониторинга, применяемых для решения стратегических и тактических задач, возникающих в процессе управления здравоохранением.

 

Задачи дисциплины: (знать, уметь, владеть).

Знать:

- Приоритетные направления развития системы здравоохранения;

- Источники, в которых отражены последние инновации в области организации здравоохранения;

- Основные этапы разработки программы медико-социологического исследования (мониторинга);

- Методологию проведения медико-социологических мониторинга;

- Принципы работы в коллективе, основы психологии и управления коллективом.

Уметь:

            - Анализировать научную и публицистическую литературу;

- Излагать и редактировать предметный материал;

- Определять цель, задачи медико-социологического исследования;

- Применять на практике знания, полученные в ходе подготовки к проведению МСМ;

- Составить программу медико-социологического мониторинга;

- Брать на себя личную ответственность за принимаемые в команде решения;

Владеть:

- Навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии;

- Навыками оценки приоритетов развития здравоохранения и повышения эффективности использования ресурсов отрасли;

- Навыками составления анкеты для проведения МСМ;

- Навыками работы с различными слоями населения при проведении МСИ;

- Навыками сбора, группировки, анализа и представления полученных в ходе исследования.

 

   2. Место дисциплины в структуре ооп ВПО Университета.

            2.1. Дисциплина относится к учебному циклу (разделу) вариативных  дисциплин и является составной частью профессионального цикла.

            2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами/практиками:

- Статистика

            Знания: по методологии, планированию и организации проведения статистического наблюдения; о возможностях применения моделирования в решении проблем общественного здоровья и здравоохранения; о способах приобретения новых знаний и умений.

            Умения: расширять и углублять научное мировоззрение; самостоятельно приобретать и использовать новые знания; исследовать и критически осмысливать явления действительности.

            Навыки: критического анализа статистической информации в профессиональных информационных источниках и в научной литературе с позиций доказательной медицины;

организации и проведения самостоятельного научно-практического исследования, описания и представления его результатов; конструктивного подхода в профессиональной научной коммуникации, организации и ведения научно-практической дискуссии; письменного изложения предметного материала; работы с научной, учебной, справочной литературой и электронными ресурсами; организации и осуществления собственной деятельности.

- Социология медицины

Знания: теории проведения медико-социологического исследования

Умения: разрабатывать программу МСИ

Навыки:  проведения и обработки данных МСИ

            2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами/практиками:

            - Научно-исследовательская практика                          

Знания: методологии планирования и организации медико-социологического исследования; подходов к сбору и анализу результатов исследования; правил оформления и представления результатов исследования; основные профессиональные информационные ресурсы и базы данных

Умения: самостоятельно выбрать тему и обосновать цель и задачи медико-социологического исследования;  планировать, организовывать и проводить самостоятельное исследование;  формулировать выводы, вытекающие из результатов исследования и давать по ним обобщающее заключение; проводить критический анализ и аргументированную интерпретацию результатов собственного и аналогичных исследований; работать с различными источниками научной информации, базами данных; готовить презентации и публикации по результатам исследования; использовать полученные результаты исследования для анализа и принятия решений в сфере своей профессиональной деятельности.

Навыки:  организации и проведения самостоятельного медико-социологического исследования, описания и представления его результатов; критическим анализом научной информации в профессиональных информационных источниках и в научной литературе с позиций доказательной медицины; конструктивным подходом в профессиональной научной коммуникации, организацией и ведением научно-практической дискуссии;  методами и приемами письменного изложения предметного материала и правилами оформления результатов научно-практического исследования; работы с научной, учебной, справочной литературой и электронными ресурсами.

- Производственная практика

Знания: научных и технических аспектов совершенствования общественного здоровья и их применения в практике; принципов организации и работы лечебно-профилактических учреждений различного типа; технологии оценки и анализа деятельности организаций на базах  практик; методики оценки состояния здоровья населения, эпидемиологической обстановки, природной среды, профессиональной среды, планировании и проведении мероприятий по охране здоровья и среды, улучшению здоровья населения, организации и менеджмента в области общественного здравоохранения структуры и характера деятельности организаций системы здравоохранения, медицинского страхования и других составляющих системы охраны здоровья, их роль в охране и укреплении охраны здоровья населения; их миссию, цели, задачи.

Умения: выделить ведущие характеристики здравоохранения; применять технологии оценки и анализа деятельности организации; анализировать деятельность организаций системы здравоохранения, медицинского страхования и других составляющих системы охраны здоровья;  анализировать преемственность и взаимосвязь между различными элементами системы охраны здоровья населения на примере организаций – баз практики.

Навыки: участия в проведении оценки состояния здоровья населения, эпидемиологической обстановки, природной среды, профессиональной среды, планировании и проведении мероприятий по охране здоровья и среды, улучшению здоровья населения, организации и менеджмента в области общественного здравоохранения; планирования и организации просветительской работе в государственных и негосударственных учреждениях (публичные лекции, доклады, работа в группах риска).

 

   3. Требования к результатам освоения дисциплины.

   Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

 

п/№

Код компетенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства

1

2

3

4

5

6

7

  1.  

ОК-10

Стремление к личностному и профессиональному саморазвитию

закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории;

 

применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности

навыками целостного подхода к анализу проблем общества

 

Реферат, эссе,

участие в круглом столе,

презентация курсовой работы

  1.  

ОК-13

Способность анализировать социальнозначимые проблемы и процессы

основные нормативные правовые документы

применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности

навыками целостного подхода к анализу проблем общества

Реферат, эссе,

участие в круглом столе,

презентация курсовой работы

  1.  

ПК-8

Способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно- управленческих решений

 

виды управленческих решений и методы их принятия

анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию

методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль).

 

 

  1.  

ПК-50

Способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности

Методы маркетинговых исследований

Организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач

Методами разработки и реализации маркетинговых программ

 

 

 

 

4. Разделы дисциплины и компетенции, которые формируются при их изучении:

п/№

Код компетенции

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах

  1.  

ОК-10, ОК-13,

ПК-8,

ПК-50

 

 

 

Социальный мониторинг

 

 

5. Распределение трудоемкости дисциплины.

5.1. Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по семестрам:

Вид учебной работы

Трудоемкость

Трудоемкость по семестрам (АЧ)

объем в зачетных единицах (ЗЕ)

объем в академических часах (АЧ)

 

 

 

Аудиторная работа, в том числе

0,25

9

9

   Лекции (Л)

0,11

4

4

   Лабораторные практикумы (ЛП)

 

 

 

   Практические занятия (ПЗ)

0,14

5

5

   Клинические практические занятия (КПЗ)

 

 

 

   Семинары (С)

 

 

 

Самостоятельная работа студента (СРС)

2,75

99

99

Промежуточная аттестация

 

 

 

   зачет

 

 

З

ИТОГО

3

108

108

5.2. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля:

п/№

№ семестра

Наименование раздела дисциплины

Виды учебной работы (в АЧ)

Оценочные средства

 

 

 

Л

ЛП

ПЗ

КПЗ

С

СРС

всего

 

1.

6

Социальный мониторинг

4

 

5

 

 

99

108

Тесты, контрольные вопросы

 

 

ИТОГО

4

 

5

 

 

99

108

 

5.3. Распределение лекций по семестрам:

п/№

Наименование тем лекций

Объем в АЧ

 

 

Семестр 6

Семестр

 

Роль и значение медико-социологического мониторинга в социальной сфере

1

 

 

Основы построения системы медико-социологического мониторинга

2

 

 

Управление по результатам медико-социологического мониторинга

1

 

 

ИТОГО (всего -  4 АЧ)

4

 

5.4. Распределение лабораторных практикумов по семестрам:

п/№

Наименование лабораторных практикумов

Объем в АЧ

 

 

Семестр

6

Семестр

 

Инструментарий медико-социологического мониторинга

2

 

 

Приоритетные направления в медико-социологических исследованиях

1

 

 

Использование результатов медико-социологического мониторинга в практике здравоохранения

2

 

 

ИТОГО (всего - 5 АЧ)

5

 

5.5. Распределение тем практических занятий по семестрам:

п/№

Наименование тем практических занятий

Объем в АЧ

 

 

Семестр

Семестр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО (всего -               АЧ)

 

 

5.6. Распределение тем клинических практических занятий по семестрам:

п/№

Наименование тем клинических практических занятий

Объем в АЧ

 

 

Семестр

Семестр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО (всего -               АЧ)

 

 

5.7. Распределение тем семинаров по семестрам:

п/№

Наименование тем семинаров

Объем в АЧ

 

 

Семестр

Семестр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО (всего -               АЧ)

 

 

5.8. Распределение самостоятельной работы студента (СРС) по видам и семестрам:

п/№

Наименование вида СРС

Объем в АЧ

 

 

Семестр 6

Семестр

1.

Составление программы медико-социологического мониторинга, в т. ч. разработка инструментария

25

 

2

Подготовка к занятиям

5

 

3

Подготовка к текущему контролю

5

 

4

Проведение медико-социологического исследования

30

 

5

Написание курсовой работы

30

 

6

Подготовка презентации

4

 

 

ИТОГО (всего - 99 АЧ)

99

 

 

6. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины.

6.1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации*, виды оценочных средств:

№ п/п

№ семестра

Формы контроля

Наименование раздела дисциплины

Оценочные средства

Виды

Кол-во вопросов в задании

Кол-во независимых вариантов

1

2

3

4

5

6

7

  1.  

6

Входной, текущий

Социальный мониторинг

Контрольные вопросы

 

5

5

  1.  

6

Промежуточный

Социальный мониторинг

Зачет

3

 

 

6.2. Примеры оценочных средств:

 

Контрольные вопросы:

1. Виды вопросов при составлении анкеты.

2. Что включает в себя программа медико-социологического исследования.

3. Этапы медико-социологического исследования.

Тест:

Укажите последовательность этапов медико-социологического мониторинга:

  1. Анализ собранной информации

  2. Организационный этап

  3. Сбор первичной информации

  4. Подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.

       5. Подготовка собранной информации к обработке

 

6.3. Оценочные средства, рекомендуемые для включения в фонд оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации.

 

Примеры вопросов:

  1. Практическое использование данных, полученных в ходе проведения медико-социологического мониторинга

  2. Способы повышения эффективности медико-социологического мониторинга

  3. Объекты медико-социологического мониторинг (цель, задачи, особенности проведения).

  4. Роль и значение медико-социологического мониторинга в социальной сфере

  5. Методы сбора медико-социологической информации

 

Пример тестового задания:

Укажите последовательность этапов медико-социологического мониторинга:

  1. Анализ собранной информации

  2. Организационный этап

  3. Сбор первичной информации

  4. Подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.

       5. Подготовка собранной информации к обработке

 

Пример вопроса, выносимого на обсуждение за круглым столом: Приоритетные направления медико-социологического мониторинга

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы).

7.1. Перечень основной литературы:

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

1.

Решетников А. В. Социология медицины: учебник.

М.: ГЕОТАР-Медиа, 2006. – 256 с.

 

10

 

2.

Решетников А.В., Ефименко С.А., Богачанская Н.Н. Методика проведения медико-социологического исследования CD-R, 2010.

10

 

3.

Решетников А. В., Ефименко С. А. Проведение медико-социологического мониторинга М.: ГЕОТАР-Медиа, 2007. – 160 с.

5

 

7.2. Перечень дополнительной литературы:

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

1.

Решетников А. В. Медико-социологический мониторинг. М.: ГЕОТАР-Медиа, 2003. – 1048 с.

20

 

2.

Решетников А. В. Курс лекций «Социальный маркетинг в здравоохранении», CD-R, 2010.

 

20

 

7.3. Перечень методических рекомендаций для аудиторной и самостоятельной работы студентов:

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

1

Решетников А.В., Ефименко С.А., Богачанская Н.Н. Методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе

В эл. виде

 

            7.4. Перечень методических рекомендаций для преподавателей:

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

1.

Решетников А.В., Ефименко С.А., Богачанская Н.Н. Методические рекомендации к проведению семинарских занятий

В эл. виде

 

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

8.1. Перечень помещений, необходимых для проведения аудиторных занятий по дисциплине.

Для реализации учебного процесса имеются 2 учебные комнаты (аудитория для проведения лекций и практических занятий 1, компьютерный класс- 1.)

8.2. Перечень оборудования, необходимого для проведения аудиторных занятий по дисциплине.

Мультимедийное оборудование -1,

Компьютеры – 9.

Наборы слайдов, таблиц/мультимедийных наглядных материалов по различным разделам дисциплины. Видеофильмы. Ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам. Доски.

 

9. Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины:

Используемые образовательные технологии при изучении данной дисциплины: проблемные лекции, круглые столы, игровое проектирование.

Всего 80%  интерактивных занятий от объема аудиторных занятий

9.1. Примеры образовательных технологий в интерактивной форме:

Круглый стол. «Приоритетные направления медико-социологического мониторинга»

Цель: Помочь студентам определиться с возможной тематикой курсовой работы.

Краткое содержание.

Преподаватель просит студентов назвать направления, в которых актуально проведение медико-социологического мониторинга. Предложенные направления записываются на доске. Банк направлений медико-социологического мониторинга:

  1. Отношение населения к реформам в здравоохранении;

  2. Спрос населения на медицинские услуги; Динамика потребления платных медицинских услуг;

  3. Информированность населения о деятельности лечебно-профилактических учреждений, страховых медицинских организаций и системы ОМС;

  4. Степень удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи;

  5. Оптимизация уровня доступности квалифицированной и специализированной медицинской помощи;

  6. Медико-социологическая оценка врачами эффективности использования своего трудового потенциала;

  7. Мониторинг целевых программ в здравоохранении.

Деловая игра «Разработка инструментария».

Цель: Научить студентов работать в группе, развить креативное мышление.

Краткое содержание.

Студентам предлагается разбиться на 2-3 группы. Выбрать интересную, актуальную на настоящем этапе развития системы здравоохранения тему медико-социологического мониторинга. Разработать программу медико-социологического мониторинга, определить цель, задачи, объект и предмет. Исходя из этих параметров, составить анкету или анкеты, вопросы которых помогут максимально эффективно провести исследование и после обработки полученных данных выявить тенденции, дать прогнозы, предложить мероприятия и дать рекомендации.

 

9.2. Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания дисциплины:

1. Сайт научной библиотеки Университета, URL: http://www.scsml.rssi.ru/

2. Электронная библиотека Социологического факультета МГУ: http://lib.socio.msu.ru/l/library

3. Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»: http://ecsocman.hse.ru

Рабочая программа дисциплины разработана: кафедрой социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования

Разработчик: Зав. кафедрой Академик РАН, д.м.н., д.социол.н., профессор Решетников А.В.

                           Профессор кафедры д.социол.н, профессор Ефименко С.А.

                        Преподаватель кафедры Богачанская Н.Н.