Рабочая программа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

14.02.05 СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины 13/468 зач. ед./час.

Всего аудиторных занятий 5/180 зач. ед./час.

Из них: Лекции 3/108 зач. ед./час.

              Практические 2/72 зач. ед./час.

              Самостоятельная работа 8/288 зач. ед./час.

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины – формирование углубленных профессиональных знаний в области социологии медицины, научное осмысление сложных процессов и явлений современной медицины.

Задачи дисциплины:

- приобретение аспирантами практических навыков: организации конкретного медико-социологического исследования; обработки, анализа и интерпретации полученных данных; грамотного использования результатов медико-социологического исследования;

  • подготовить аспирантов к применению полученных знаний при проведении научного исследования.

1.2. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины

Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

иметь представление:

- об основных факторах, влияющих на здоровье населения России;

- об основных этапах развития здравоохранения в России;

-  об основных характеристиках здоровья населения и методах его изучения;

- о правовых, организационных и экономических основах деятельности здравоохранения РФ.

знать:

-этапы развития и становления науки – социологии медицины;

-факторы, влияющие на состояние здоровья индивида и популяции в целом;

-способы и источники финансирования здравоохранения;

-принципы медицинского страхования;

-сущность и особенности социального маркетинга;

-основные принципы сегментирования рынка медицинских услуг.

- основные направления управленческой мысли и социологии управления;

- общие характеристики социального управления и специфику их проявления в здравоохранении;

- структуру и содержание конкретного медико-социологического исследования;

- основные методы сбора медико-социологической информации.

уметь:

 - применять социологический подход для анализа управленческих проблем в организации любого уровня.

- анализировать основные социально-экономические факторы, влияющие на уровень потребления медицинских услуг;

- проводить маркетинговые исследования на рынке медицинских услуг;

- оценивать социально-экономическую эффективность лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий.

- применять методы социального управления на практике.

- организовать конкретные медико-социологические исследования;

- интерпретировать результаты исследований и давать рекомендации по оптимизации функционирования здравоохранения.

1.3.Связь с предшествующими дисциплинами

Курс предполагает наличие у аспирантов знаний по социологии, организации здравоохранения, основам макро- и микроэкономики, психологии, статистике.

1.4.Связь с последующими дисциплинами

Знания и навыки, полученные аспирантами при изучении данного курса, необходимы при подготовке и написании диссертации по специальности 14.02.05  - Социология медицины.

2. Содержание дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах и зачетных единицах)

Форма обучения (вид отчетности)

2 года аспирантуры; вид отчетности – кандидатский экзамен.

Вид учебной работы

Объем часов / зачетных единиц

Трудоемкость изучения дисциплины

468/13

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

180/5

в том числе:

 

      лекции

108/3

     семинары

36/1

      практические занятия

36/1

Самостоятельная работа аспиранта (всего)

288/8

в том числе:

 

      Подготовка к практическим занятиям

18/0,5

      Подготовка реферата

0

Изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку

270/7,5

2.2. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Название раздела дисциплины

Объем часов / зачетных единиц

 

лекции

семинары

практические занятия

самостоят. работа

 

11

Социология как наука об обществе

       12

 

 

 

 

22

Социология медицины как отрасль социологической науки. Предмет и задачи

 

12

 

 

 

 

33

Основные направления исследований в социологии медицины

      

       18

 

 

 

 

44

Конкретные медико-социологического исследования

 

6

 

24

 

 

 

5

      5

Методы сбора медико-социологической информации

 

      12

 

 

 

36

 

 

66

 

Социология управления

 

      18

 

12

 

 

 

77

Основы социального маркетинга в здравоохранении

      12

 

 

 

 

88

Социология экономических отношений в здравоохранении

6

 

 

 

 

99

Социология медицинского страхования

12

 

 

 

 

 

Итого:

   108/3

36/1

36/1

288/8

 

 

 

2.3. Лекционный курс.

Тема 1 Социология как наука об обществе.

Основные термины и понятия: объект социологии, предмет социологии, методы социологии.

Цель:

  1. Сформировать представление о науке «Социология»: её объектно-предметной области, структуре знания, функциях, месте среди других наук об обществе.

Краткое содержание

Плюрализм в развитии социологической науки: многообразие теоретических парадигм и взглядов на понимание предмета объекта и предмета социологического познания, структура социологии как науки. Понятие объекта и предмета с точки зрения методологии и теории. Различие между объектом и предметом социологии и других общественных наук. Понятие «социального» и его роль в специфике социологического познания. Структура социологического знания, его уровни: теоретический и эмпирический.

Развитие предметной области социологии, ее детерминированность уровнем научных знаний, социальной философией и социальными запросами общества.

Концептуально-теоретический и феноменологический подходы к анализу природных и общественных явлений. Специфика методологии социологического познания. Уровни понятийного аппарата социологии. Функции социологии.

 

Тема 2 Социальные институты общества и взаимосвязь между ними. Личность и общество.

Основные термины и понятия: общество; социальная общность; социальная группа; социальная организация; социальная структура; социальная страта; социальная мобильность; социальный институт; личность; социальный статус; ролевой набор; статусный портрет; социализация.

Цели:

  1. Сформировать представление об обществе как системе и продукте функционирования основных институтов.

  2. Дать знание о социальном институте: сущность, признаки, классификация, функции и дисфункции.

  3. Дать знание о социологическом понятии «Личность»: определение, структура, механизм функционирования в обществе (через социализацию).

Краткое содержание

Общество как социальная система. Системообразующие признаки общества. Политическая, экономическая, социальная, культурная системы как подсистемы социальной социетальной системы. Функции и особенности подсистем общества.

Социальная структура общества: основы структурирования и элементы. Социальное пространство: эвклидова и неэвклидова модели.

Понятие социальных общностей и социальных организаций. Понятие толпы как формы коллективного поведения индивидов, типология толпы, условия, способствующие возникновению коллективных «психозов» толпы.

Социальные группы; их количественно-качественный анализ. Роль ценностей в сплоченной группе.

Понятие социального круга, основные социальные показатели, характеризующие его: отсутствие устойчивых отношений, обязанностей, четкой внутренней организации.

Социальная организация как целевая группа, ее роль в организованном обществе и формировании организованного человека. Социальные организации как способ руководства и управления людьми, различными средствами, координации функций. Теория социальных организаций. Бюрократия как специфический тип социальных организаций.

Формы и виды социальных организаций индивидов. Понятие социального множества как основание выделения социальных категорий при эмпирическом анализе. Упорядочение типов социальных организаций людей.

Понятие социальной стратификации, ее виды: классовая, имущественная, наследственная. Теоретическое содержание понятия социальной стратификации. М. Вебер о трех аналитически разделяемых аспектах стратификации: социальном, экономическом, юридическом.

Доход, образование, социальный престиж как показатели социоэкономического статуса субъекта, основные концепции классовой структуры общества; их связь с политическими системами.

Понятие социального неравенства, его показатели, маргинальная личность, люмпен.

Социальная мобильность: горизонтальна и вертикальная, ее движущие силы. Питирим Сорокин о каналах социальной мобильности. Возможности институционального регулирования процессов социальной мобильности. Открытые и закрытые общества.

Законы и ступени развитие общества. Типология обществ.

Цивилизационный контекст: от традиционного к современному обществу. Основные направления и критерии реформации в России. Характер деформации традиционных ценностей в общественном сознании россиян. Особенности формирования новой системы ценностей на уровне повседневной культуры. Новый облик субъектов социальной активности. Формирование среднего слоя. Российская специфика.

Социальные институты как образования, обеспечивающие относительную устойчивость социальных связей и социальных отношений (О. Конт, Г. Зиммель, Ф. Теннис и др.). Взгляды М. Вебера на социальные институты и социальные отношения. Подходы к определению социального института у М. Вебера, А. Миллера, Т.Веблена, Т. Парсонса.

Социальный институт – «союз», основанный на согласии индивидов, групп, общностей. Поведение членов таких «союзов», формирование устойчивых социальных отношений как базиса социальных институтов. Главные (основные) и не главные институты общества.

Функции и дисфункции института: регулятивные, культурные, религиозные, интегративные, информационные и т. д. Анализ условий эффективного функционирования социальных институтов: определение цели, задач, структуры, функций; рациональное разделение труда внутри системы социального института и между институтами, входящими в общество; степень деперсонализации действий и объективизации функций; признание и престиж социального института; бесконфликтность вхождения института в социальную структуру. Институт как элемент социальной системы общества.

Источники развития (или кризиса) социальных институтов. Понятие аномии.

Понятие социальной среды личности. Макро- и микроуровни социальной среды, их соотношение в воздействии на человека. Два типа вхождения человека в социальную среду (систему): адаптация как пассивное приспособление и интеграция как активное взаимодействие личности и социальной среды.

Социологические концепции личности и её структуры: Фрейд, Мид, Ядов.

Понятие типологизации «социального типа личности» как метода обобщения и анализа социологической информации о социальном поведении. Социальное поведение – один из критериев типологии личности. Роль типологизации в прогнозировании и моделировании человеческих поступков в определенных конкретных обстоятельствах. Человек, индивид, личность.

Социальный статус. Социальная роль как обязательный атрибут статуса личности. Ролевой набор статуса. Статусный портрет личности.

Реальные действия и поступки человека как эмпирические референты сознательных социально-психологических свойств и процессов, отражающих субъективный мир личности. Ценностные ориентации как компонент сознания и поведения. Изучение ценностей в эмпирической социологии.

Понятие социализации. Психологический, педагогический и социологический подходы к изучению социализации. Социализация как двухсторонний процесс возникновения идентичности человека и освоения социальных ролей. Первичная и вторичная социализация, их особенности. Ресоциализация и десоциализация. Агенты, институты и механизмы социализации. Этапы социализации. Механизмы социализации.

Тема 3 «Предмет и задачи социологии медицины»

Основные термины и понятия: болезнь, здоровье, анализ социальных факторов, здоровый образ жизни, социальное взаимодействие.

Цель: Сформировать представление о науке «Социология медицины»: её объектно-предметной области и структуре знания.

Краткое содержание.

Социальная дифференциация и целевые группы в здравоохранении. Социально-экономические аспекты здоровья и болезни. Благосостояние и здоровье. Факторы, влияющие на региональные различия в состоянии здоровья. Пол, возраст, семья, условия воспроизводства и здоровье населения. Изучение социальных факторов этиологии болезни, динамики демографических показателей. Анализ социальных факторов, влияющих на потребность в медицинских услугах, уровня оснащенности медицинским оборудованием и характере его использования.

Условия формирования здорового образа жизни. Эффективность мероприятий по охране здоровья. Социальное взаимодействия врача и пациента. Социологические аспекты медицинских профессий. Социологические аспекты болезни и поведения больного.

Тема 4 «Медицина как социальный институт»

Основные термины и понятия: медицина как социальный институт, престижность медицинской профессии, медицина в социальной системе общества.

Цель: Сформировать знание о медицине как социальном институте.

Краткое содержание.

Сущность медицины как социального института. Структура социального института здравоохранения. Социальные связи и социальные взаимоотношения в здравоохранении. Культурно-исторические типы здравоохранения. Изучение социальной гармонизации, социальные аспекты политики здравоохранения. Престижность социального института медицины. Взаимодействие медицины с другими социальными институтами: проблемные звенья в системе связей, причины основных дисфункций и противоречий, пути их разрешения.

Место медицины в социальной системе общества. Органы управления здравоохранением. Лечебно-профилактические учреждения. Медицинский персонал. Состав и качественные особенности социальных групп с позиции социологии медицины. Взаимодействие медицины с экономической сферой общества. Социально-экономический  механизм в деле охраны здоровья. Частные социальные механизмы, регулирующие социально-экономические процессы в обществе (на примере системы охраны здоровья). Воздействие общества на развитие медицины. Внешние функциональные связи с обществом и внутренние связи между субъектами и правосубъектами (на примере системы обязательного медицинского страхования).

Тема 5 «Основные факторы, формирующие здоровье и отношение к нему»

Основные термины и понятия: социология здоровья, отношение к здоровью, самосохранительное поведение, социологические показатели общественного и индивидуального здоровья.

Цель: Познакомить аспирантов с основными направлениями социологии здоровья

Краткое содержание. Социология здоровья – одна из социологических дисциплин, направленная на изучение того, как сохранить здоровье человека,  популяции, как привлечь к этой работе не только медиков, но и все общество.

Отношение к здоровью — одно из центральных понятий социо­логии здоровья, одно из фундаментальных оснований системы цен­ностей личности, комплекс мотивов, связывающих личность с обще­ством, культурой.

От­ношение индивида к здоровью, отношение к здоровью на уровне общества, отношение к здоровью на уровне группы объединяет в себе черты двух приведенных определений, поскольку специфика данного вида отношения заключается в транс­ляции индивиду сложившейся в обществе системы социальных норм и мнений, но с учетом реальной индивидуальной оценки здоровья членами группы.

   Структура понятия «отношение к здоровью» включает в себя: 1) оценку состояния здоровья; 2) отношение к здоровью как к одной из основных жизненных ценностей; 3) деятельность по сохранению здоровья.

Отношение к здоровью складывается из двух взаимодополняющих компонентов: сохранение здоровья (предупреждение и лечение бо­лезней) и совершенствование здоровья человека (развитие биологи­ческих и психологических характеристик, обеспечивающих высокую адаптацию к меняющейся внешней среде). 

Сегодня отношение к здоровью на индивидуальном уровне не является объектом сознательного формирования, а представляет со­бой стихийный процесс, результат воздействия сложного комплек­са факторов. Отношение к общественному здоровью характеризу­ется отсутствием государственной идеологии здоровья при доминировании интересов больных людей и вниманием к болез­ням, а не к здоровью.

Концепция самосохранительного поведения

Социологические показатели индивидуального здоровья. Отноше­ние к здоровью индивида характеризуется четырьмя группами пока­зателей: 1) самооценка здоровья, 2) ценность здоровья, 3) удовлет­воренность состоянием здоровья, 4) деятельность по сохранению здоровья.

Социологические показатели общественного здоровья.

Ос­новные компоненты отношения к общественному здоровью: оценка состояния здоровья населения; со­циальные нормы в отношении общественной ценности здоровья; со­циальная политика в сфере общественного здоровья.

Две группы показателей оценки здоровья населения: традиционные и комплексные.

Социальные нормы в отношении общественной ценности здоровья

Классификация и структура факторов, формирующих  здоровье.

Социальные институты формирования отношения к здоровью: институт семьи; институт школы; институт здравоохранения; институт средств массовой информации; государство, как институт охраны здоровья.

Тема 6 «Государственное, страховое и частное здравоохранение»

Основные термины и понятия: добровольное медицинское страхование, андеррайтинг, объект страхования, страховой случай.

Цель: Сформулировать основные проблемы, современное состояние  и перспективы  частного и государственной системы здравоохранения.

Краткое содержание.

Нормативно-правовая база ДМС Сравнительная характеристика формирования и использования финансовых ресурсов при ОМС и ДМС. Характеристика рынка ДМС. Андеррайтинг  в системе ДМС. Особенности взаимодействия с ЛПУ в системе ДМС.  Состояние и тенденции развития рынка добровольного медицинского страхования.  Понятие объекта страхования, страхового риска и страхового случая. Организация медицинского обслуживания застрахованных. Основные тенденции развития рынка добровольного медицинского страхования.

Социальное и коммерческое страхование в медицине. Общее и особенное в содержании и условиях страхования этих видов.

Субъекты и объект медицинского страхования. Страхователи в системе ОМС. Права и обязанности страхователя при ОМС. Права граждан РФ в системе медицинского страхования. Страховщик в системе ОМС: права и обязанности. Медицинские учреждения как субъекты системы ОМС. Договора, заключаемые между субъектами медицинского страхования.

Тема 7 «Медицинское страхование как механизм социальной защиты в области охраны здоровья»

Основные термины и понятия: Обязательное медицинское страхование, система ОМС, федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

Цель: Продемонстрировать роль и задачи системы обязательного медицинского страхования как одного из механизмов социальной защиты в области охраны здоровья.

Краткое содержание.

Эволюция системы страхования в зарубежных странах (организационно-правовые, социально-экономические и медицинские аспекты).

Общие экономические основы медицинского страхования. Основы законодательства в области медицинского страхования: основные законодательные акты, регулирующие систему ОМС. Финансирование системы ОМС. Основные функции территориальных и федерального фонда ОМС. Основы функционирования системы обязательного медицинского страхования (ОМС).

Тема 8 «Социальный маркетинг»

Основные термины и понятия: социальный маркетинг, сегментирование рынка, рынок медицинских услуг, социально-значимая идея.

Цель: Сформировать знание о социальном маркетинге, его сущности и возможности применение в системе здравоохранения.

Краткое содержание.

Сущность, содержание и принципы применения социального маркетинга в системе охраны здоровья населения. Коммерческий и некоммерческий маркетинг. Цели и стратегия маркетинга. Методы маркетинговой деятельности. Возможности и границы применения социального маркетинга в здравоохранении.

Медицинская услуга как экономическая категория. Рынок медицинских услуг. Комплексное исследование рынка в системе маркетинга. Сегментирование рынка медицинских услуг. Рыночное продвижение медицинских услуг. Современное состояние маркетинга медицинских услуг. 

Комплекс коммуникаций социального маркетинга.

Личное общение – один из наиболее эффективных способов продвижения идеи. Достоинства и недостатки личного общения.

Каналы неличной коммуникации. Пропаганда и реклама. Преимущества пропаганды. Средства массового воздействия. Социальная реклама.

Тема 9 «Социология медицинской организации»

Цель: Познакомить ординаторов типами организаций, видами целевого управляющего воздействия, особенностями руководства медицинским учреждением.

Основные понятия и термины: типы организаций, организационная культура, руководство, лидерство, стиль руководства, организационный кризис.

Краткое содержание.

Типы организаций. Формальные и неформальные организации. Цели организации. Организационная культура и организационное поведение. Структурный подход к построению организаций. Медицинские учреждения как социальные организации.

         Техническая организация как совокупность материально-технических средств и процессов, материальная основа функционирования медицинского учреждения.

         Виды целевого управляющего воздействия.

Фазы жизненного цикла организации. Контроль, власть и конфликт  в организации. Формы и методы социального контроля. Дисциплинированность и характер применяемых санкций. Внутригрупповой и межгрупповой конфликты. Особенности функционирования медицинских учреждений.

         Руководство и лидерство. Характеристика стилей руководства. Роль руководителя в различных организационных процессах. Появление и смена неформальных лидеров. Организационный кризис. Особенности руководства медицинским учреждением.

Круглый стол.

Конфликты в медицинских учреждениях.

  1. Причины конфликта

  2. Объект и субъект конфликтной ситуации

  3. Этапы развития конфликтной ситуации

  4. Стратегии поведения в конфликтной ситуации

  5. Способы выхода из конфликта

  6. Позитивные и деструктивные стороны конфликта

Тема 10 «Принципы и методы социально-ориентированного управления»

Цель: Дать знание о процессе социального управления, изучить понятие «управленческие отношения», их виды в здравоохранении.

Основные понятия и термины: социальное управление, субъект управления, объект управления, управленческие отношения, целевое управление управляющие воздействия, социальное планирование, управленческие ценности, типы организаций, организационная культура, руководство, лидерство, стиль руководства, организационный кризис.

Краткое содержание.

Субъект и объект управления как управляющее и управляемое звено системы управления. Организационно-иерархический характер объекта. Характеристика индивидуальных и коллективных субъектов и объектов управления в здравоохранении.

Управленческие отношения как выражение взаимодействия субъекта и объекта управления. Факторы, влияющие на функционирование управленческих отношений. Основные виды управленческих отношений в здравоохранении.

Отношения координации и субординации как связь между звеньями социального управления. Субординация как иерархическая связь между руководителями и подчиненными.

         Законы управленческих отношений. Мотивы, цели, средства, механизм и результаты целевого управленческого воздействия.

Социальное управление и его функции. Принципы и содержание социального управления. Социальное предвидение, прогнозирование, проектирование, планирование. Особенности управления индивидами, социальными группами и общностями. Цикличный процесс социального управления и его стадии. Организационно-функциональная структура процесса социального управления. Сущность управленческого решения. Признаки упорядочивающего воздействия решения. Принятие управленческого решения. Реализация решения. Проверка исполнения.

Методы социального управления: методы управляющего воздействия, методы организации работы аппарата управления, методы совершения управленческих действий. Убеждение и принуждение как основные средства управляющего воздействия, формы их проявления на практике. Виды воздействий: морально-политические, экономические, организационные, административно-директивные.

Управление персоналом. Ценности, цели и принципы управления человеческими ресурсами. Основные элементы и механизмы системы управления персоналом. Медицинский персонал как объект управления. Классификация и характеристики основных групп медицинского персонала.

Методы и технологии управления: административные, экономические, правовые, психологические. Принципы эффективной организации управления персоналом. Стратегия управления медицинским персоналом и кадровая политика в медицинском учреждении. Диагностика кадровой политики. Информационно-аналитическое обеспечение процесса управления персоналом.

Медицинские учреждения как социальные организации.

Техническая организация как совокупность материально-технических средств и процессов, материальная основа функционирования медицинского учреждения.

Виды целевого управляющего воздействия.

Фазы жизненного цикла организации. Контроль, власть и конфликт  в организации. Формы и методы социального контроля. Дисциплинированность и характер применяемых санкций. Внутригрупповой и межгрупповой конфликты. Особенности функционирования медицинских учреждений.

Руководство и лидерство. Характеристика стилей руководства. Роль руководителя в различных организационных процессах. Появление и смена неформальных лидеров. Организационный кризис. Особенности руководства медицинским учреждением.

Тема 11 «Модели управленческих решений»

Цель: Получение и развитие навыков принятия взвешенных, обоснованных управленческих решений.

Основные понятия и термины: управленческое решение, этапы принятия управленческих решений.

Краткое содержание.

Содержание решения: варианты поведения, совокупность ресурсов, вовлеченные организации и лица, совокупность необходимых правил. Детерминированность решения внешней и внутренней средой. Экономические, технико-технологические и социально-психологические аспекты решения в здравоохранении.

         Этапы процесса принятия решений. Определение целей и задач. Сбор, обработка и систематизация информации, создание информационной модели решения, оценка альтернатив, принятие решения и его корректировка в ходе реализации.

         Сложные ситуации в управлении здравоохранением. Выбор альтернатив в сложных ситуациях. Проблема уникального выбора. Общие подходы и рациональные процедуры в процессе выбора: системный подход, информационные системы, математические методы.

Решение ситуационных задач.

Тема 12 «Особенности проведения медико-социологических исследований»

Цель: Познакомить аспирантов с особенностями проведения медико-социологических исследований.

Основные термины и понятия: конкретное медико-социологическое исследование, операционализация понятий, гипотезы МСИ, выборка.

Краткое содержание.

Сущность конкретного социологического и медико-социологического исследования. Виды исследований. Структура исследования, его основные этапы и элементы.

Программа исследования, общие требования к программе. Методологический и методический разделы программы. Проблема, проблемная ситуация, объект и предмет исследования. Определение целей и задач исследования. Основные теоретические процедуры: теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий, операционализация понятий. Виды гипотез, процедура их разработки и выдвижения. Стратегический план исследования: разведывательный, описательный, аналитический. Типы и виды выборок, условия их определения.

Сбор эмпирических данных. Обработка, анализ и интерпретация полученных данных. Использование результатов конкретного медико-социологического исследования.

2.4. Практические (семинарские) занятия

 

№ п/п

Номер раздела

Количество

часов

Тема практического занятия

1.

4

24

Особенности проведения медико-социологических исследований

2

5

36

Организация сбора и обработки медико-социологической информации, анализ собранной информации

3

6

6

 

Социальная ориентированность управленческих отношений в системе здравоохранения

4

6

6

Модели управленческих решений

 

 

Тема 1 «Социальная ориентированность управленческих отношений в системе здравоохранения»

Цель: Освоение стратегии управления медицинским персоналом.

Основные понятия и термины: методы управления, технологии управления, кадровое планирование, кадровая политика.

Краткое содержание.

Место управления персоналом в системе управления. Ценности, цели и принципы управления человеческими ресурсами. Основные элементы и механизмы системы управления персоналом.

      Медицинский персонал как объект управления. Классификация и характеристики основных групп медицинского персонала. Параметры персонала, регулируемые в медицинском учреждении: деятельностные, поведенческие, межличностные связи и отношения.

      Значение и особенности деятельности руководителей по управлению медицинским персоналом, их функции. Методы и технологии управления: административные, экономические, правовые, психологические. Принципы эффективной организации управления персоналом.

      Стратегия управления медицинским персоналом и кадровая политика в медицинском учреждении. Диагностика кадровой политики. Информационно-аналитическое обеспечение процесса управления персоналом.

      Основные задачи управления медицинским персоналом. Кадровое планирование. Найм персонала. Управление адаптацией персонала. Оплата и стимулирование. Развитие персонала. Высвобождение персонала.

      Решение ситуационных задач.

Примеры вопросов для группового обсуждения:

  1. Примеры материального и нематериального стимулирования сотрудников.

  2. Виды стимулирования: основные и второстепенные.

Тема 2 «Модели управленческих решений»

Цель: Получение и развитие навыков принятия взвешенных, обоснованных управленческих решений.

Основные понятия и термины: управленческое решение, этапы принятия управленческих решений.

Краткое содержание.

Содержание решения: варианты поведения, совокупность ресурсов, вовлеченные организации и лица, совокупность необходимых правил. Детерминированность решения внешней и внутренней средой. Экономические, технико-технологические и социально-психологические аспекты решения в здравоохранении.

      Этапы процесса принятия решений. Определение целей и задач. Сбор, обработка и систематизация информации, создание информационной модели решения, оценка альтернатив, принятие решения и его корректировка в ходе реализации.

      Сложные ситуации в управлении здравоохранением. Выбор альтернатив в сложных ситуациях. Проблема уникального выбора. Общие подходы и рациональные процедуры в процессе выбора: системный подход, информационные системы, математические методы.

Решение ситуационных задач.

Тема 3 «Особенности проведения медико-социологических исследований»

Цель: Познакомить ординаторов с особенностями проведения медико-социологических исследований.

Основные термины и понятия: конкретное медико-социологическое исследование, операционализация понятий, гипотезы МСИ, выборка.

Краткое содержание.

Сущность конкретного социологического и медико-социологического исследования. Виды исследований. Структура исследования, его основные этапы и элементы.

      Программа исследования, общие требования к программе. Методологический и методический разделы программы. Проблема, проблемная ситуация, объект и предмет исследования. Определение целей и задач исследования. Основные теоретические процедуры: теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий, операционализация понятий. Виды гипотез, процедура их разработки и выдвижения. Стратегический план исследования: разведывательный, описательный, аналитический. Типы и виды выборок, условия их определения.

      Сбор эмпирических данных. Обработка, анализ и интерпретация полученных данных. Использование результатов конкретного медико-социологического исследования.

Тема 4 «Организация сбора и обработки медико-социологической информации, анализ собранной информации»

Цель: Научить ординаторов анализировать собранную медико-социологическую информацию.

Основные термины и понятия: контент-анализ, анкетирование, интервьюирование, фокус-группа, эксперимент, наблюдение.

Краткое содержание.

Понятие документа в социологии. Метод анализа документов как основа медико-социологического исследования. Порядок проведения качественного анализа документов. Методика контент-анализа документов.

      Метод опроса. Виды массовых опросов: анкетирование и интервьюирование. Структура опросника и порядок его составления. Виды вопросов и возможности их использования. Организация и проведение опроса. Особенности обработки и анализа полученных данных. Экспресс-опрос. Особенности использования метода в медико-социологическом исследовании.

      Специализированные виды опросов: экспертный опрос, социометрический опрос, фокус-группы. Особенности их использования в медико-социологическом исследовании.

      Метод наблюдения. Выделение видов наблюдения по различным основаниям. Составление плана наблюдения. Подготовка инструментария для фиксации результатов наблюдения. Процедура наблюдения. Особенности обобщения полученных данных. Применение метода в медико-социологическом исследовании.

      Сущность эксперимента. Виды экспериментов. Особенности медико-социального эксперимента. Специализированные методы в медико-социологическом исследовании. Тестирование, используемые методики. Возможности и границы их применения.

В рамках прохождения педагогической практики осваиваются навыки ведения семинарских, практических и лекционных занятий. Итоговый контроль в форме открытой лекции проводится на третьем году обучения.

3. Организация текущего и промежуточного контроля знаний

3.1. Контрольные работы – не предусмотрены.

3.2. Список вопросов для промежуточного тестирования – не предусмотрено.

3.3. Самостоятельная работа

Изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную проработку.

Выявление информационных ресурсов в научных библиотеках и сети Internet по следующим направлениям:

  • публикации (в том числе электронные) по результатам конкретных медико-социологических исследований;

  • научно-исследовательская литература по организации здравоохранения, медицинскому страхованию, медико-социальной проблематике;

  • статистическая информация.

Конспектирование и реферирование первоисточников и научно-исследовательской литературы по тематическим блокам.

1. Основные направления исследований в социологии медицины

2. Социология управления

3. Социология лечебно-профилактического учреждения.

4. Социальный маркетинг в здравоохранении

5. Социология здоровья

6. Социология экономических отношений в здравоохранении

7. Социология медицинского страхования (механизм социальной защиты населения в области охраны здоровья)
Организация, проведение и анализ медико-социологического исследования, результаты которого, составят основу диссертационной работы на соискание ученой степени кандидата медицинских или социологических наук.

3.3.1. Поддержка самостоятельной работы

  •  Список литературы и источников для обязательного прочтения.

1. Решетников А. В. Социология медицины: учебник. М.: ГЕОТАР-Медиа, 2006. – 256 с.

2. Решетников А.В., Ефименко С.А. Проведение медико-социологического мониторинга: учебно-методическое пособие. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2007. – 160с.

3. Решетников А. В., Ефименко С. А. Социология пациента. – М.: Здоровье и общество, 2008. – 304 с.

4. Решетников А. В., Ефименко С. А., Богачанская Н. Н. Методика проведения медико-социологического исследования / CD-R, 2010.

5. Решетников А. В., Шаповалова О. А. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины. Учеб. пособие. – М.: ГЕОТАР-Медиа, 2008. – 64 с.

6. Журавлёва И. В. Отношение к здоровью индивида и общества. − М.: Наука, 2006. − 238 с.

  • Полнотекстовые базы данных и ресурсы, доступ к которым обеспечен из локальной сети Первого МГМУ им. И.М. Сеченова

1. Сайт научной библиотеки Университета, URL:

 http://www.scsml.rssi.ru/

2. Электронная библиотека Социологического факультета МГУ / Электронный ресурс: http://lib.socio.msu.ru/l/library

 Электронная библиотека психолога http://www.psychological.ru

  1. Электронная библиотека книг и учебников по социологии http://socioline.ru/library

  2. Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» http://ecsocman.hse.ru

3.3.2. Тематика рефератов – не предусмотрены.

Итоговый контроль проводится в виде экзамена кандидатского минимума.

4. Технические средства обучения и контроля, использование ЭВМ (Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдфильмов, кино- и телефильмов).

Программы пакета Microsoft Offiсe;

Сайт научной библиотеки Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, с доступом к электронному каталогу и полнотекстовым базам данных – URL: http://www.scsml.rssi.ru/

Электронная библиотека Социологического факультета МГУ / Электронный ресурс: http://lib.socio.msu.ru/l/library

Электронная библиотека психолога http://www.psychological.ru

Электронная библиотека книг и учебников по социологии http://socioline.ru/library

Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» http://ecsocman.hse.ru

5.Активные методы обучения (деловые игры, научные проекты) не предусмотрены.

6. Материальное обеспечение дисциплины (Современные приборы, установки (стенды), необходимость специализированных лабораторий и классов)

Компьютерный класс, оснащен компьютерами класса Pentium 4 с выходом в Интернет и в локальную сеть Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, а также мультимедийная установка, принтеры, сканеры и ксероксы.

7. Литература

7.1. Основная

  1. Большой толковый социологический словарь (Collins). В 2-х т. / Пер. с англ. М., 2001.

  2. Вассерман Б. А. Курс лекций «Медицинское страхование» / CD-R, 2010

  3. Волчанский М. Е. Конфликты в медицине. − Волгоград: Изд-во ВогГМУ, 2008. − 216 с.

  4. Гидденс Э. Социология. М.: УРСС, 2005.

  5. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов. М., 2001.

  6. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: учебник. – М.: «Академический проект», «Альма Матер», 2009. – 608с.

  7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – М.: «Инфра-М», 2004. – 768с. / Интернет ресурс: http://www.alleng.ru/d/sociol/soc014.htm

  8. Дубограй Е. В. Курс лекций «Введение в социологию» / CD-R, 2010.

  9. Ефименко С. А. Социальный портрет участкового врача-терапевта / Под ред. Академика РАМН, профессора А. В. Решетникова. Монография. – М.: Здоровье и общество, 2005. – 205 с.

  10. Журавлёва И. В. Отношение к здоровью индивида и общества. − М.: Наука, 2006. − 238с.

  11. Журавлёва И. В. Курс лекций «Социология здоровья» / CD-R, 2010.

  12. Игнатов В.Г. Экономика социальной сферы. М., МарТ, 2008.

  13. Кравченко А.И. Социология: учебник. – М.: «Велби», «Проспект», 2008. – 536с.

  14. Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. М., Вильямс, 2008.

  15. Лавриненко В.Н. Социология: учебник. – М.: «Проспект», 2010. – 480с.

  16. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 520 с.

  17. Назаренко С.В. Социология: учебник.– С.Пб.: «Питер-Пресс», 2-е изд. 2009. – 496 с.

  18. Решетников А. В. «Методология МСИ» / CD-R, 2010.

  19. Решетников А. В. Курс лекций «Социология управления» / CD-R, 2010.

  20. Решетников А. В. Курс лекций «Социальный маркетинг в здравоохранении» / CD-R, 2010.

  21. Решетников А. В. Социология медицины: учебник. М.: ГЕОТАР-Медиа, 2006. – 256 с.

  22. Решетников А.В., Ефименко С.А. Проведение медико-социологического мониторинга: учебно-методическое пособие. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2007. – 160с.

  23. Решетников А. В., Ефименко С. А. Социология пациента. – М.: Здоровье и общество, 2008. – 304 с.

  24. Решетников А. В., Ефименко С. А., Богачанская Н. Н. Методика проведения медико-социологического исследования / CD-R, 2010.

  25. Решетников А. В., Ефименко С. А., Богачанская Н. Н. Социология управления / Методическое пособие на CD-R, 2010.

  26. Решетников А. В., Шаповалова О. А. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины. Учеб. пособие. – М.: ГЕОТАР-Медиа, 2008. – 64 с.

  27. Тощенко Ж. Т. Социология труда: учебник для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 423 с.

  28. Щепин О.П. и др. Фундаментальные основы политики здравоохранения. М., 1999.

  29. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.

7.2. Дополнительная

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М., 2010.

  2. Бабосов Е. М. Социология: энциклопедия. − Мн., 2003. − 1045 c.

  3. Васнева Н. Н. Экономика и социология труда: Учеб. пособие / Н. Н. Васнева, С. А. Васнев. – М.: Моск. инженер.-физ. Ин-т (Техн. Ун-т), 2002. – 208 с.

  4. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг / Пер. с нем. М., Высшая школа, 2005. – 255 с.

  5. Миняев В.А., Вишняков Н.И., Юрьев В.К., Лучкевич В.С. Социальная медицина и организация здравоохранения (руководство для студентов, клинических ординаторов и аспирантов). В 2-х т. С-Пб., 1998.

  6. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. ОЛМА Медиа Групп, 2007 г. – 320 с.

  7. Основы прикладной социологии / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. В 2-х т. М., 1995.

  8. Решетников А.В. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование. М., 1998.

  9. Решетников А.В. Управление, экономика и социология обязательного медицинского страхования (руководство). Т.1., Т.2.. М., 2001.

  10. Смелзер Н. Социология. М., Феникс,1998 г. – 688 с.

  11. Сикевич З. В. Социологическое исследование: практ. рук. / З.В. Сикевич. − М.: Питер, 2005.

  12. Татарова Г.Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях. Учебное пособие. М.: Высшее образование и наука, 2007 г. – 236 с.

  13. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., Прометей: Юнити, 2012. - 607 с.

  14. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под науч. ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М., Издательство МГУ, 2001.

  15. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., Логос, 2010.

  16. Энциклопедический словарь медицинских терминов. Изд. 2-е в 1-м т. / Гл. ред. В.И. Покровский. М., 2005.

7. 3. Учебно-методические материалы по дисциплине

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 14.00.52 «Социология медицины» по медицинским и социологическим наукам http://science-expert.ru/dsrf/federal_level/spec_list/140000/140052_3.shtml

Рабочая программа дисциплины разработана: кафедрой социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования

Разработчик: Зав. кафедрой Академик РАН, д.м.н., д.социол.н., профессор Решетников А.В.

                           Профессор кафедры д.социол.н, профессор Ефименко С.А.

                        Старший преподаватель кафедры к.социол.н. Дубограй Е.В.

                        Преподаватель кафедры Богачанская Н.Н.