Инвестиционный анализ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Направление подготовки (специальность) 080200 Менеджмент

Профиль Менеджмент в здравоохранении

Степень Бакалавр

Форма обучения Заочная

Трудоемкость дисциплины 3 зачетных единицы

  1. Цель и задачи освоения дисциплины «Инвестиционный анализ»

 (далее – дисциплина).

Цель освоения дисциплины: в овладении теоретическими и практическими знаниями в сфере инвестиций и инвестиционной деятельности предприятий, в  формирование навыков методических подходов к оценке эффективности инвестиционных проектов  в современных условиях.

Задачи дисциплины:

-  знать:

-экономическую сущность и виды инвестиций;

-законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие инвестиционную деятельность в РФ;

-инвестиционное проектирование;

-сущность инвестиционного проекта, содержание, фазы развития и классификацию инвестиционных проектов;

-критерии и методы оценки инвестиционных проектов;

-уметь:

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты по вопросам экономической оценки инвестиций и управления здравоохранением;

- использовать информационные технологии для решения экономических задач в здравоохранении;

- самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой.

-владеть:

- специальной экономической терминологией дисциплины;

 - методами инвестиционного анализа;

- навыками формирования портфеля инвестиций медицинской организации с учетом       финансовых ограничений;

- навыками формирования инвестиционной привлекательности медицинской организации.

 

   2. Место дисциплины в структуре ооп ВПО Университета.

            2.1. Учебная дисциплина «Инвестиционный анализ»  относится к вариативным дисциплинам и является составной частью цикла профессиональных дисциплин.  Для ее освоения необходимо предварительно изучить дисциплины, такие как «Финансовые рынки и институты», «Финансовый менеджмент» и  «Бизнес – планирование».

            2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами/практиками:

                                               Финансовые рынки и институты

(наименование дисциплины/практики)

Знания: теоретических основ и закономерностей функционирования финансового рынка и финансовых институтов;

Умения: выбирать оптимальный способ организации и финансирования инвестиций;

Навыки: оценки выбора источников и способов инвестирования.

 

 

            2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами/практиками:

                                                      Финансовый менеджмент

(наименование дисциплины/практики)

Знания: теоретических основ финансового менеджмента;

Умения: управлять финансовыми активами;

Навыки:  владеть методами финансового анализа.

 

                                                       Бизнес – планирование

 

Знания: теоретических основ бизнес-планирования;

Умения: определять цели и задачи бизнес-планирования;

Навыки: владеть методикой  расчета основных экономических, финансовых показателей при разработке основных экономических разделов бизнес-плана.

 

   3. Требования к результатам освоения дисциплины.

   Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

 

п/№

Код компетенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства*

  1.  

ОК-10

Стремится к личностному и профессиональному саморазвитию

 

закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории;

 

применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

 

навыками целостного подхода к анализу проблем общества;

 

Реферат, эссе, индивидуальные задания

  1.  

ПК-3

Готов к разработке процедур и методов контроля

 

 

основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля.

 

организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач.

 

методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль).

 

 

Работа в малых группах, дискуссия

  1.  

ПК-8

Способен оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений»

 

виды управленческих решений и методы их принятия;

 

уметь оценивать принимаемые финансовые решения с точки зрения их влияния на создание ценности (стоимости) компаний.

 

методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль).

 

 

Работа в малых группах, дискуссия

  1.  

ПК-11

Способен использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала

 

принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций;

основные теории корпоративных финансов;

 

уметь оценивать принимаемые финансовые решения с точки зрения их влияния на создание ценности (стоимости) компаний;

разрабатывать инвестиционные проекты и проводить их оценку;

 

методами инвестиционного анализа и анализа финансовых рынков.

 

 

контрольная работа, тестирование письменное или компьютерное

  1.  

ПК-12

Способен оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании

 

принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций;

 

оценивать риски, доходность и эффективность принимаемых финансовых и инвестиционных решений;

уметь оценивать принимаемые финансовые решения с точки зрения их влияния на создание ценности (стоимости) компаний.

 

методами инвестиционного анализа и анализа финансовых рынков.

 

 

Собеседование по ситуационным задачам, презентации инвестиционных проектов

  1.  

ПК-40

Способен анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения

 

 

принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций;

модели оценки капитальных (финансовых) активов;

 

 

оценивать риски, доходность и эффективность принимаемых финансовых и инвестиционных решений;

уметь оценивать принимаемые финансовые решения с точки зрения их влияния на создание ценности (стоимости) компаний.

 

методами инвестиционного анализа и анализа финансовых рынков.

 

 

контрольная работа, тестирование письменное или компьютерное

  1.  

ПК-43

Способен проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования

 

 

принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций.

 

оценивать риски, доходность и эффективность принимаемых финансовых и инвестиционных решений;

разрабатывать инвестиционные проекты и проводить их оценку;

 

 

методами инвестиционного анализа и анализа финансовых рынков.

 

 

Собеседование по ситуационным задачам, презентации инвестиционных проектов

  1.  

ПК-46

Понимает роль финансовых рынков и институтов, способен к анализу различных финансовых инструментов

модели оценки капитальных (финансовых) активов;

 

Определять источники финансовых потоков

методами инвестиционного анализа и анализа финансовых рынков.

 

 

Собеседование по ситуационным задачам, презентации инвестиционных проектов

*виды оценочных средств, которые могут быть использованы при освоении компетенций: коллоквиум, контрольная работа, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, типовые расчеты, индивидуальные задания, реферат, эссе

 

 

4. Разделы дисциплины и компетенции, которые формируются при их изучении:

п/№

Код компетенции

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах

  1.  

ОК-1, ПК-3, ПК-8, ПК-11, ПК-12

Экономическая сущность и виды инвестиций

Структура денежного потока. Финансовые рынки финансовые институты. Участники инвестиционного процесса и типы инвесторов. Правовое регулирование инвестиционной деятельности

  1.  

ОК-1, ПК-3, ПК-8,

ПК-11, ПК12,

ПК-40

Теоретические основы инвестиционного анализа

Основные этапы развития инвестиционного анализа. Место инвестиционного анализа в системе комплексного экономического анализа. Цели инвестиционного анализа. Информационная база инвестиционного анализа. Инвестиционная деятельность предприятия.

  1.  

ОК-1, ПК-3, ПК-8,

ПК-11, ПК12,

ПК-40, ПК-43, ПК-46

Разработка инвестиционного проекта, содержание, классификация. Критерии и методы оценки инвестиционных проектов

 Бюджетная эффективность и социальные результаты реализации инвестиционных проектов. Источники финансирования капитальных вложений. Методы финансирования инвестиционных проектов. Состоятельность проектов, критические точки и анализ чувствительности. Инвестиционные качества ценных бумаг. Доходность и риск в оценке эффективности инвестиций в ценные бумаги. Портфельные инвестиции. Механизм банковского инвестиционного кредитования и диагностики заёмщика.

 

 

5. Распределение трудоемкости дисциплины.

5.1. Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по семестрам:

Вид учебной работы

Трудоемкость

Трудоемкость по семестрам (АЧ)

объем в зачетных единицах

3 ЗЕ

объем в академических часах 108  АЧ

4

5

6

108 АЧ

Аудиторная работа, в том числе

 

9

 

 

 

   Лекции (Л)

 

4

 

 

 

   Лабораторные практикумы (ЛП)

 

 

 

 

 

   Практические занятия (ПЗ)

 

5

 

 

 

   Клинические практические занятия (КПЗ)

 

 

 

 

 

   Семинары (С)

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа студента (СРС)

 

99

 

 

 

Курсовая работа (КР)

 

18

 

 

 

Реферат, эссе (Реф)

 

12

 

 

 

Подготовка к занятиям (ПЗ)

 

36

 

 

 

Подготовка к текущему контролю (ПТК))

 

18

 

 

 

Подготовка к промежуточному контролю (ППК))

 

15

 

 

 

Промежуточная аттестация

тестирование

 

 

 

 

   зачет/экзамен (указать вид)

зачет

6

 

 

 

ИТОГО

 

108

 

 

 

5.2. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля:

п/№

№ семестра

Наименование раздела дисциплины

Виды учебной работы (в АЧ)

Оценочные средства

 

 

 

Л

ЛП

ПЗ

КПЗ

С

СРС

всего

 

1.

6

Инвестиционный анализ

4

 

5

 

 

99

108

Тесты, контр. вопросы, ситуацион. задачи

5.3. Распределение лекций по семестрам:

п/№

Наименование тем лекций

Объем в АЧ

 

 

6 Семестр

Семестр

1.

Экономическая сущность инвестиций и виды инвестиций. Теоретические основы инвестиционного анализа

2ч.

 

2.

Разработка инвестиционного проекта, содержание, классификация. Критерии и методы оценки инвестиционных проектов

2ч.

 

 

 

 

 

 

ИТОГО (всего -               АЧ)

4ч.

 

5.4. Распределение лабораторных практикумов по семестрам: нет

5.5. Распределение тем практических занятий по семестрам:

п/№

Наименование тем практических занятий

Объем в АЧ   5

 

 

6 Семестр

Семестр

1.

Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта

2

 

2.

Критерии и методы оценки инвестиционных проектов

3

 

3.

 

 

 

 

ИТОГО (всего -               АЧ)

5

 

5.6. Распределение тем клинических практических занятий по семестрам: нет

 

 

5.7. Распределение тем семинаров по семестрам: нет

 

 

 

 

5.8. Распределение самостоятельной работы студента (СРС) по видам и семестрам:

п/№

Наименование вида СРС*

Объем в АЧ 93

 

 

6 Семестр

Семестр

 

1.Написание эссе

2.Подготовка к занятиям:

Работа с научной литературой, нормативно-правовой документацией и информационными ресурсами

 

3.Подготовка к текущему контролю

 

 

12ч.

 

30ч.

 

 

 

18ч.

 

 

1.Написание курсовой работы (разработка  инвестиционного проекта) и подготовка презентации

 

 

 

18ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка к промежуточному контролю

15ч.

 

 

 

 

ИТОГО (всего -               АЧ)

93

 

 

6. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины.

6.1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации*, виды оценочных средств:

№ п/п

№ семестра

Формы контроля

Наименование раздела дисциплины

Оценочные средства

Виды

Кол-во вопросов в задании

Кол-во независимых вариантов

1

2

3

4

5

6

7

  1.  

6

Контроль освоения темы

Экономическая сущность и виды инвестиций

Контрольные вопросы, тесты

10

2

  1.  

 

Контроль освоения темы

Теоретические основы инвестиционного анализа

Контрольные вопросы, тесты

10

2

  1.  

 

Контроль освоения темы

Разработка инвестиционного проекта, содержание, классификация. Критерии и методы оценки инвестиционных проектов

Контрольные вопросы, тесты

10

2

*формы текущего контроля: контроль самостоятельной работы студента, контроль освоения темы; формы промежуточной аттестации: зачет, экзамен

6.2. Примеры оценочных средств:

Текущий контроль по дисциплине осуществляется с использованием контрольных вопросов и ситуационных задач,  а также тестовых заданий.

Примеры контрольных вопросов:

  1. Что такое инвестиции?

  2. Что такое альтернативные инвестиции?

  3. Объясните, что такое капитал, и раскройте его структуру.

  4. Дайте определение инвестиционного анализа.

  5. Назовите основные цели инвестиционного анализа.

  6. Объясните сущность инвестиционного проектирования.

  7. Перечислите требования, предъявляемые к инвестиционным проектам.

  8. Перечислите критерии и методы оценки инвестиционных проектов.

  9. Перечислите показатели, характеризующие эффективность инвестиционных проектов, их достоинства и недостатки.

  10. Назовите противоречия между доходностью и риском инвестиционного проекта.

  11. Назовите основные направления инвестирования финансовых средств в деятельности медицинской организации.

Пример теста:

Что не относится к видам инвестиций?

Варианты ответов:

1) трудовые;

2) реальные;

3) интеллектуальные;

4) финансовые.

                                

Промежуточный контроль по дисциплине осуществляется с использованием  ситуационных задач, тестовых заданий.

 

Пример теста для промежуточного контроля:

1. Какие из перечисленных источников финансируют инвестиции?

а) собственный капитал;

б) заемный капитал;

 в) спонсирование;

 г) централизованный.

2. По каким критериям осуществляется выбор инвестиционных проектов в медицине?

а) срок окупаемости;

б) доходность и рентабельность;

 в) срок оборачиваемости активов;

 г) объем инвестирования;

д) все ответы верны.

 

Итоговый контроль по дисциплине осуществляется проведением зачета с использованием  ситуационных задач и тестовых заданий.

 

Пример ситуационной задачи:

     Выручка АО «Медицина» равна 80 млн.руб., издержки – 40 млн.руб., ставка налога на прибыль – 20%, активы – 100 млн.руб. Найдите прибыль на инвестиции:

1) в исходном случае; 2) после увеличения фонда оплаты труда на 10 млн.руб.; 3) после получения дополнительной выручки 20 млн. руб. в результате рекламной кампании; 4) после получения кредита 50 млн.руб. 5) после выкупа собственных векселей на 30 млн.руб.; 6) после дополнительной эмиссии акций на 50 млн. рублей.   

 

 

6.3. Оценочные средства, рекомендуемые для включения в фонд оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации.

            Разработка инвестиционного бизнес-плана и его анализ.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы).

7.1. Перечень основной литературы*:

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

1

Учебное пособие «Экономика здравоохранения». Под общ. ред. А.В.Решетникова -М.:ГЭОТАР-МЕД,2010г.

2

30

2

 Н.Г.Шамшурина, В.М.Алексеева, Е.Е. Кобяцкая, Т.Н. Жилина / Учебное пособие под ред. акад. РАМН А.В. Решетникова

«Применение клинико-экономического анализа в медицине»- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2009 г.-179с.

5

100

3

Инвестиционный анализ: учебное пособие/ О.В.Киселева, Ф.С. Макеевой.- М.: КНОРУС, 2010.-208с.

1

-

*перечень основной литературы должен содержать учебники, изданные за последние 10 лет (для дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла за последние 5 лет), учебные пособия, изданные за последние 5 лет.

7.2. Перечень дополнительной литературы*:

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

1

Экономика здравоохранения: Учебное пособие

/ Под редИ.М.Шеймана  - М.: ТЕИС, 2001. -324с.

2

-

2

Семенов И.Ю. Основы финансирования здравоохранения. Учебное пособие. – М.: Первый МГМУ им. И.М.Сеченова, 2012. – 72с.

20

-

3

Сергеев И.В., Верешенникова И.И., Яновский В.В. Организация и финансирование инвестиций. М.: Финансы и статистика, 2003.- 252с.

-

-

*дополнительная литература содержит дополнительный материал к основным разделам программы дисциплины.

7.3. Перечень методических рекомендаций для аудиторной и самостоятельной работы студентов:

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

1

Слайды лекций  по темам дисциплины «Инвестиционный анализ»

4

-

 

 

 

 

 

 

 

 

            7.4. Перечень методических рекомендаций для преподавателей:

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

8.1. Перечень помещений*, необходимых для проведения аудиторных занятий по дисциплине.

1. Учебная комната (аудитория для проведения лекций и практических занятий – 1.

2. Компьютерный класс- 1.

 

8.2. Перечень оборудования*, необходимого для проведения аудиторных занятий по дисциплине.

 

1.Мультимедийное оборудование -1,

2. Оверхеты -       2

3. Компьютеры – 9.

4. Наборы слайдов, таблиц/мультимедийных наглядных материалов по различным разделам дисциплины. Видеофильмы. Ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам.

5.Доски 2.

 

 

  1. Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины*:

               Используемые образовательные технологии при изучении данной дисциплины:

1. Проблемные лекции.

            2. Дискуссии. 

            3. «Круглые столы».

            4.  Игровое проектирование.

70 %  интерактивных занятий от объема аудиторных занятий.

9.1. Примеры образовательных технологий в интерактивной форме:

            1.   Дискуссия «Особенности инвестиционных проектов медицинской организации».

            2. Игровое проектирование:  «Разработка  инвестиционного проекта» в малых группах.   

 

9.2. Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания дисциплины:

1. http://www.cfin.ru/finanalysis/invest/

2. http://www.rosmedportal.com

3. Единый образовательный портал: http://www.mma.ru

Рабочая программа дисциплины разработана: кафедрой социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования

Разработчик:  Доцент кафедры Жилина Т.Н.