Экономика здравоохранения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Направление подготовки (специальность) 060400 Общественное здравоохранение
Профиль Медико-социальные исследования
Степень Магистр
Форма обучения Очная
Срок освоения 2 года
2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель освоения учебной дисциплины «Экономика здравоохранения»
состоит в овладении студентами теоретическими знаниями , в формировании профессиональных умений и навыков в области экономики медицинской организации.
При этом задачами дисциплины являются :
- приобретение студентами знаний в области экономики здравоохранения;
- обучение студентов важнейшим методам и методикам экономического анализа, позволяющим в будущей профессии принимать эффективные управленческие решения в сфере экономики медицинской организации ;
- обучение студентов выбору оптимальных путей повышения экономической эффективности деятельности медицинской организации как хозяйствующего субъекта;
- ознакомление студентов с экономическими особенностями функционирования различных организационно-правовых форм медицинских организаций;
- формирование навыков изучения и анализа научной литературы и официальных статистических обзоров по экономике здравоохранения;
- формирование у студента навыков общения с коллективом, работы в малых группах
2.2. Место учебной дисциплины в структуре ооп университета
2.2.1. Учебная дисциплина «Экономика здравоохранения» относится к
вариативным дисциплинам и является составной частью цикла специальных дисциплин. Для ее освоения студенту необходимо предварительно изучить дисциплины, такие как «Математика», «Экономическая теория».
2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Экономическая теория (Экономика)
наименование предшествующей учебной дисциплины
Знания : теоретических основ и закономерностей функционирования рыночной экономики
Умения: выявлять проблемы экономического характера на уровне отдельной организации
Навыки: владеть методиками расчета основных экономических показателей
Математика
наименование предшествующей учебной дисциплины
Знания: теоретических основ математического анализа и линейной алгебры
Умения: использовать методы математического анализа
Навыки: оценки результатов математического анализа
2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины
2.3.1. Виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания данной дисциплины[1]:
-
Организационно-управленческая
-
Научно-исследовательская
-
Психолого-педагогическая
2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций[2]:
п/№ |
Номер/ индекс компетенции |
Содержание компетенции (или ее части) |
В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: |
|||
Знать |
Уметь |
Владеть |
Оценочные средства[3] |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
ОК-1 |
Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень |
Приоритетные направления развития национальной экономики и перспективы экономического и социального развития отрасли здравоохранения и организации здравоохранения |
Анализировать научную и публицистическую литературу; Излагать и редактировать предметный материал |
Навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии |
Реферат, собеседование по ситуационным задачам, участие в круглом столе, презентация курсовой работы |
|
ОК-2 |
Способностью и готовностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности |
Методы клинико-экономического анализа в медицине; Основы экономического анализа деятельности ЛПУ как хозяйствующего субъекта; |
Определять цель экономического анализа;
Выделять главные концептуальные подходы к обоснованию альтернативных вложений в развитие медицинских программ; |
Навыками применения методов экономических оценок для выявления приоритетов развития здравоохранения и повышения эффективности использования ограниченных ресурсов отрасли |
Собеседование по ситуационным задачам, Компьютерное тестирование |
|
ПК-3 |
Способностью и готовностью к организации и осуществлению практических проектов по актуальной проблематике в соответствии со специализацией |
Структуру Бизнес-плана медицинской организации |
Разрабатывать основные разделы бизнес-плана |
Навыками расчета основных экономических показателей медицинской организации |
Собеседование по ситуационным задачам, Оценка презентации бизнес-плана
|
|
ПК-4 |
Способностью к работе в команде; способностью к действиям в рамках согласованных целей и задач |
Принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений в здравоохранении |
Разрабатывать единый бизнес-план в малой группе |
Навыками работы в команде при составлении и презентации бизнес-плана |
Оценка презентации бизнес-плана |
|
ПК-9 |
Готовностью к планированию, организации и осуществлению мероприятий по моделированию экономических условий, оказывающих влияние на здоровье и качество жизни населения в рамках соответствующей специализации |
Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие финансово-экономическую деятельность организации здравоохранения |
Систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, рецензировать тексты по вопросам экономики и управления здравоохранением |
Навыками обоснования оптимальных методов оплаты медицинской помощи, оплаты труда в здравоохранении РФ. |
Собеседование по ситуационным задачам, эссе |
Компетенции – обеспечивают интегральный подход в обучении студентов. В компетенциях выражены требования к результатам освоения общей образовательной программы (ОПП).
Все компетенции делятся на общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), которые распределенные по видам деятельности выпускника3. 3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3.1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Всего часов108 зачетных единиц 3 |
Семестры |
||
№ 2 |
№ __ |
|||
108 часов |
часов |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Аудиторные занятия (всего), в том числе: |
30 |
|
|
|
Лекции (Л) |
10 |
|
|
|
Практические занятия (ПЗ), |
20 |
|
|
|
Семинары (С) |
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР) |
|
|
|
|
Самостоятельная работа студента (СРС),в том числе: |
78 |
|
|
|
Курсовая работа (КР) |
18 |
|
|
|
Реферат, эссе (Реф) |
12 |
|
|
|
Подготовка к занятиям(ПЗ) |
30 |
|
|
|
Подготовка к текущему контролю (ПТК)) |
9 |
|
|
|
Подготовка к промежуточному контролю (ППК)) |
9 |
|
|
|
Вид промежуточной аттестации |
зачет (З) |
|
|
|
ИТОГО: Общая трудоемкость |
час. |
|
|
|
ЗЕТ |
|
|
|
3.2.1 Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении
п/№ |
№ компетенции |
Наименование раздела учебной дисциплины |
Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов) |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
ОК-1 ОК-2 ПК-3 |
Экономика медицинской организации |
1.1.Затраты и доходы медицинских организаций. Предоставление прав медицинским учреждениям заниматься медицинской деятельностью, приносящей доходы 1.2. Методология и методика ценообразования в организациях здравоохранения |
|
ОК-1 ОК-2 ПК-9 |
Методы оплаты медицинской помощи |
2.1.Методы оплаты медицинской помощи 2.2. Оплата труда в здравоохранении |
|
ОК-1 ОК-2 ПК-4 |
Деятельность медицинской организации как хозяйствующего субъекта |
3.1. Экономические особенности функционирования различных организационно-правовых форм некоммерческих и коммерческих организаций здравоохранения 3.2.Основы бизнес-планирования медицинской организации |
3.2.2. Разделы учебной дисциплины , виды учебной деятельности и формы контроля
п/№ |
№ семестра |
Наименование раздела учебной дисциплины |
Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) |
||||
Л |
ЛР |
ПЗ |
СРС |
всего |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
2 |
Экономика здравоохранения |
10 |
|
20 |
78 |
108 |
Тесты, контр. вопросы, ситуацион. задачи |
3.2.3. Название тем лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины Экономика здравоохранения
п/№ |
Название тем лекций учебной дисциплины |
Семестры |
|
|
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Затраты и доходы медицинских организаций. Предоставление прав медицинским учреждениям заниматься медицинской деятельностью, приносящей доходы. |
2семест 4ч. |
|
|
Методы оплаты медицинской помощи. |
2семестр 3ч. |
|
|
Организационно - экономические особенности функционирования некоммерческих и коммерческих организаций здравоохранения |
2семестр 3ч. |
|
|
Итого |
10ч. |
|
3.2.4. Название тем практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины Экономика здравоохранения
п/№ |
Название тем практических занятий базовой части дисциплины по ФГОС и формы контроля |
Объем по семестрам |
|
|
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Методология и методика ценообразования в организациях здравоохранения |
2семестр 3ч. |
|
|
Затраты и доходы медицинских организаций |
2 семестр 4ч. |
|
|
Методы оплаты медицинской помощи |
2 семестр 3ч. |
|
|
Оплата труда в здравоохранении |
2 семестр 3 ч. |
|
|
Экономические особенности функционирования медицинских организаций различных организационно-правовых форм |
2 семестр 3ч. |
|
|
Экономические аспекты бизнес-планирования медицинской организации |
2 семестр 4ч. |
|
|
Итого |
20ч. |
|
3.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
3.3.1. Виды СРС[4]
№ п/п |
№ семестра |
Наименование раздела учебной дисциплины (модуля) |
Виды СРС |
Всего часов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
2 семестр |
Экономика медицинской организации |
1.Написание реферата 2.Подготовка к текущему контролю 3.Подготовка к занятиям: Работа с научной литературой, нормативно-правовой документацией и информационными ресурсами
|
6ч.
3ч.
10ч.
|
2. |
Методы оплаты медицинской помощи |
1.Написание эссе 2.Подготовка к занятиям: Работа с научной литературой, нормативно-правовой документацией и информационными ресурсами 3.Подготовка к текущему контролю
|
6ч. 10ч.
3ч. |
|
3. |
Деятельность медицинской организации как хозяйствующего субъекта |
1.Написание курсовой работы (разработка бизнес-планов) и подготовка презентации 2.Подготовка к занятиям: Работа с научной литературой, нормативно-правовой документацией и информационными ресурсами 3.Подготовка к текущему контролю
|
18ч. 10ч.
3ч. |
|
|
|
Учебная дисциплина «Экономика здравоохранения» |
Подготовка к промежуточному контролю |
9 ч.
|
ИТОГО часов в семестре: |
78ч. |
3.3.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ, контрольных вопросов[5]
Семестр № 2
Примерная тематика рефератов:
-
Сущность экономического анализа деятельности организации здравоохранения.
-
Методы клинико-экономического анализа в медицине.
-
Формы и системы оплаты труда в здравоохранении.
-
Стимулирующие системы оплаты труда в здравоохранении.
-
Применение смешанной формы оплаты труда и гонорарного метода оплаты в здравоохранении.
-
Показатели эффективности деятельности учреждения здравоохранения.
-
Стимулирование самосохранительного поведения пациента.
Курсовая работа:
Разработка бизнес-плана медицинской организации в малых группах. Цель бизнес-планирования, организационно-правовая форма медицинской организации (некоммерческая, коммерческая), для которой разрабатывается бизнес-план , студентами выбирается самостоятельно .Защита бизнес-планов осуществляется в виде презентации.
Все преподаватели учебной дисциплины «Экономика здравоохранения»
Примерная тематика контрольных вопросов:
-
Каковы основные источники финансирования здравоохранения РФ?
-
Из каких структурных элементов складываются ресурсы медицинской организации?
-
Какие Вам известны методы оплаты амбулаторно-поликлинической помощи?
-
Какой метод оплаты стационарной помощи Вы считаете наиболее рациональным?
-
Что подразумевается под термином «подушевое» финансирование?
-
Каковы основные формы и системы оплаты труда в здравоохранении?
-
Какие методы клинико-экономического анализа в медицине Вам известны?
-
В чем состоит сущность метода «затраты-эффективность»?
-
В каких обстоятельствах следует применять метод «затраты-полезность»?
-
Какие Вам известны возможные альтернативные источники финансирования бюджетных и автономных учреждений здравоохранения?
-
Каковы возможности самофинансирования бюджетных и автономных учреждений здравоохранения?
-
Обоснованно ли введение «соплатежей» населения, практикующихся в некоторых странах? Есть ли предпосылки для введения «соплатежей» в оплате медицинской помощи в РФ?
-
Какие специфические черты рынка услуг здравоохранения Вам известны?
-
В чем состоят причины «асимметричности информации» на рынке медицинских услуг?
-
Каковы методы государственного регулирования рынка медицинских услуг?
-
Какие организационно-правовые формы некоммерческих медицинских организаций Вам известны?
-
Какие существуют типы учреждений здравоохранения в РФ?
-
Для каких целей некоммерческой медицинской организации используется методика бизнес-планирования?
3.4. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.4.1. Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств
№ п/п |
№ семестра |
Виды контроля[6] |
Наименование раздела учебной дисциплины |
Оценочные средства |
||
Форма |
Кол-во вопросов в задании |
К-во независимых вариантов |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
2 семестр |
Входной контроль; Текущий контроль
|
Экономика медицинской организации |
Тесты Контрольные вопросы
Решение ситуационных задач |
10
10
|
5
10
|
|
2 семестр |
Текущий контроль
|
Методы оплаты медицинской помощи |
Тесты Контрольные вопросы
Решение ситуационных задач
|
10
10
|
5
10
|
|
2 семестр |
Текущий контроль
|
Деятельность медицинской организации как хозяйствующего субъекта |
Контрольные вопросы Решение ситуационных задач Защита бизнес-плана
|
10 |
|
|
2 семестр |
Промежуточный контроль |
Учебная дисциплина «Экономика здравоохранения» |
Тесты, решение ситуационных задач |
|
|
3.4.2.Примеры оценочных средств[7]:
для входного контроля (ВК) (определяется уровень знаний по предшествующей дисциплине –«экономическая теория») |
Тесты : На микроуровне решается вопрос о том: 1) как добиться полной занятости 2) с каким уровнем инфляции мы столкнемся 3) что и как производить 4) как стимулировать экономический рост |
Контрольные вопросы:
|
|
Задание: Цена товара -110 р. Общие затраты на производство-140 р. при выпуске 1ед, -200р. при 2ед -300р.при 3ед. -400р. при 4ед. -600р. при 5 ед. Определите оптимальный объем производства. |
|
для текущего контроля (ТК) |
Тесты К внешним альтернативным источникам финансирования ЛПУ относятся: 1) средства добровольного медицинского страхования; благотворительные средства; кредиты банков; накопления на депозитных счетах в банках; 2) доходы от медицинских услуг, предоставленных на коммерческой основе гражданам сверх Программы государственных гарантий; доходы в виде арендной платы; реализация технологий лечения, научно-методической информации; средства фонда амортизации.
|
Контрольные вопросы:В чем состоят причины «асимметричности информации» на рынке медицинских услуг? |
|
Задание: На основе изучения Федерального закона «О Федеральном бюджете РФ» и Постановления правительства РФ «О программе государственных гарантий бесплатной медицинской помощи гражданам РФ» составьте таблицу финансовых ресурсов здравоохранения на текущий год.
|
|
для промежуточного контроля (ПК) |
Тесты Какие формы собственности в здравоохранении РФ Вы знаете: 1) общественная; 2) федеральная; 3) региональная; 4) муниципальная; 5) коллективно-долевая; 6) частная 7) все виды собственности; 8) все, кроме общественной формы собственности.
|
Контрольные вопросы Какой метод оплаты стационарной помощи Вы считаете наиболее рациональным ? |
|
Задания по расчету основных экономических показателей бизнес-плана медицинской организации Определите порог рентабельности и постройте график точки безубыточности медицинской организации, используя следующие данные : Переменные затраты -1100 д. ед. Постоянные затраты - 860д. ед. Объем медицинских услуг за рассматриваемый период -400 услуг. Цена одной услуги – 0,5 д. ед. |
3.5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.5.1. Основная литература[8]
п/№ |
Наименование |
Автор (ы) |
Год, место издания |
Кол-во экземпляров |
|
в биб-лиотеке |
на ка-федре |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
8 |
|
Учебное пособие «Экономика здравоохранения» |
Под общ. Ред. А.В.Решетникова |
М,:ГЭОТАР-МЕД,2010г. |
|
|
|
Учебное пособие «Применение клинико-экономического анализа в медицине» |
А.В. Решетников, Н.Г.Шамшурина, В.М.Алексеева, Е.Е. Кобяцкая Т.Н. Жилина |
М.:ГЭОТАР-Медиа, 2009 г. |
|
|
3.5.2. Дополнительная литература[9]
п/№ |
Наименование |
Автор (ы) |
Год, место издания |
Кол-во экземпляров |
|
в библиотеке |
на кафедре |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
8 |
|
Экономика здравоохранения |
Под научн. Ред. М.Г. Колосницыной, И.М. Шеймана, С.В. Шишкина |
М.: ГУ ВШЭ, 2009 г. |
|
|
|
Экономика здравоохранения |
Семенов В.Ю. |
М.: МЦФЭР, 2004г. |
|
|
|
Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении. |
Шейман И.М. |
М.: ГУ ВШЭ, 2007г. |
|
|
3.6. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
Экономика здравоохранения
Для реализации учебного процесса имеются 2 учебные комнаты (аудитория для проведения лекций и практических занятий 1, компьютерный класс- 1.)
Материально-техническое обеспечение :
Мультимедийное оборудование -1,
Оверхеты -2
Компьютеры – 9.
Наборы слайдов, таблиц/мультимедийных наглядных материалов по различным разделам дисциплины. Видеофильмы. Ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам. Доски.
3.7. Образовательные технологии[10]
Используемые образовательные технологии при изучении данной дисциплины: проблемные лекции, дискуссии, круглые столы ,игровое проектирование.
80 % интерактивных занятий от объема аудиторных занятий
Примеры интерактивных форм и методов проведения занятий по курсу «Экономика здравоохранения» :
- Дискуссия «Платные услуги в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения».
- Проблемная лекция « Методы оплаты медицинской помощи».
- Круглый стол «Приватизация в здравоохранении : цели ее проведения и оценка социально-экономических последствий» ( на основе анализа международного опыта)
- Игровое проектирование: «Разработка гипотетических бизнес-планов некоммерческих и коммерческих медицинских организаций» в малых группах.
-
Разделы учебной дисциплины (модуля) и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами.
Умения и навыки, приобретенные студентами в ходе освоения учебной дисциплины «Экономика здравоохранения», могут быть использованы при написании выпускной квалификационной работы.
4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Обучение складывается из аудиторных занятий ( 30час.), включающих лекционный курс и практические занятия, и самостоятельной работы ( 78 час.). Основное учебное время выделяется на практическую работу по экономическому анализу в медицинской организации.
При изучении учебной дисциплины «Экономика здравоохранения» необходимо использовать рекомендованную учебно-методическую литературу, интернет-ресурсы (Rosmedportal.com), Электронные образовательные ресурсы (сетевой образовательный ресурс e-mail:fuz20112mail.ru, аудиовизуальные ( Шамшурина Н.Г. Финансирование здравоохранения: затраты на лечение сахарного диабета 2 типа в РФ и зарубежных странах.-Под ред. Акад.РАМН И.Н. Денисова, член-корр. РАМН В.З. Кучеренко .-М. «Русский врач», 2009.) и освоить практические умения по расчету издержек медицинской организации и цен на медицинские услуги; по определению эффективных форм оплаты медицинской помощи и оплаты труда в здравоохранении, по проведению экономического анализа лечебно-хозяйственной деятельности, по разработке основных разделов бизнес-плана медицинской организации.
Практические занятия проводятся в виде дискуссий, круглых столов, решения ситуационных задач, ответов на тестовые задания, презентации , разработанных в малых группах бизнес-планов медицинских организаций различных организационно-правовых форм..
В соответствии с требованиями ФГОС-3 ВПО в учебном процессе широко используются активных и интерактивных формы проведения занятий : проблемные лекции, дискуссии, круглые столы ,игровое проектирование.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 80 % от аудиторных занятий.
Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к практическим занятия и контролю (текущему и промежуточному) и включает написание рефератов, ответы на контрольные вопросы, решение тестовых заданий и ситуационных задач, разработку и подготовку презентации бизнес-планов медицинских организаций.
Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам Университета и кафедры.
По каждому разделу учебной дисциплины разработаны методические рекомендации для студентов и методические указания для преподавателей.
Во время изучения учебной дисциплины студенты самостоятельно проводят анализ литературных и информационных источников, нормативно-правовой документации , оформляют бизнес-планы и представляют их к защите.
Написание реферата, разработка бизнес-планов в малых группах по «Экономике здравоохранения» способствуют формированию у студентов навыков анализа научной и публицистической литературы , изложению и редактированию предметного материала, приобретению навыков публичной речи, аргументации , подготовки презентации и защиты проектов, ведения дискуссии .
Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность.
Исходный уровень знаний студентов определяется тестированием, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе занятий, при решении типовых ситуационных задач и ответах на тестовые задания.
В конце изучения учебной дисциплины «Экономика здравоохранения» проводится промежуточный контроль знаний с использованием тестового контроля, проверкой практических умений в ходе решения ситуационных задач и защиты бизнес-планов в малых группах.
[1] Виды профессиональной деятельности (профилактическая, диагностическая, лечебная, реабилитационная, психолого-педагогическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская) должны соответствовать цели и задачам дисциплины, а также выбранным компетенциям.
[2] Компетенции должны соответствовать видам профессиональной деятельности и Учебным циклам ООП ФГОС-3 соответствующей специальности
[3] Виды оценочных средств, которые могут быть использованы при освоении компетенций: коллоквиум, контрольная работа, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, типовые расчеты, индивидуальные домашние задания, реферат, эссе, отчеты по практике
[4] Виды самостоятельной работы: написание рефератов, написание истории болезни, подготовка к занятиям, подготовка к тестированию, подготовка к текущему контролю, подготовка к промежуточной аттестации, подготовка к итоговой аттестации и т.д.
[5] Указываются примерные темы курсовых работ в количестве не более 10 вариантов
[6] Входной контроль (ВК), текущий контроль (ТК), промежуточный контроль (ПК)
[7] Указывается не менее 3-х заданий по всем видам контроля для каждого семестра
[8] Основная учебная литература включает в себя 1-2 учебника, изданных за последние 10 лет, 1-3 учебных пособий, изданных за последние 5 лет, лекции (печатные и/или электронные издания) по учебным дисциплинам (модулям) всех циклов
[9] Дополнительная учебная литература содержит дополнительный материал к основным разделам программы и включает учебно-методические пособия, изданные в ГБОУ ВПО «___________________», машинописные работы кафедры, и содержит не более 3х изданных за последние 5-10 лет печатных и/или электронных изданий по учебным дисциплинам (модулям) базовой части всех циклов
[10] Виды образовательных технологий,: имитационные технологии: ролевые и деловые игры, тренинг, игровое проектирование, компьютерная симуляция, ситуация-кейс др.; неимитационные технологии: лекция (проблемная, визуализация и др.), дискуссия (с «мозговым штурмом» и без него), стажировка, программированное обучение и др.)
Особенности проведения занятий в интерактивной форме
Рабочая программа дисциплины разработана: кафедрой социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования
Разработчик: Профессор кафедры, д.э.н., профессор Шамшурина Н.Г.
Доцент кафедры, к.э.н., доцент Кобяцкая Е.Е.
Доцент кафедры Жилина Т.Н.