Социальный мониторинг
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
СОЦИАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ
Направление подготовки (специальность) 080200 Менеджмент
Профиль Менеджмент в здравоохранении
Степень Бакалавр
Форма обучения Заочная
Трудоемкость дисциплины 3 зачетных единицы
1. Цель и задачи освоения дисциплины Социальный мониторинг (далее – дисциплина).
Цель освоения дисциплины состоит в овладении знаниями о современных технологиях медико-социологических исследований как методической основы медико-социологического мониторинга, применяемых для решения стратегических и тактических задач, возникающих в процессе управления здравоохранением.
Задачи дисциплины: (знать, уметь, владеть).
Знать:
- Приоритетные направления развития системы здравоохранения;
- Источники, в которых отражены последние инновации в области организации здравоохранения;
- Основные этапы разработки программы медико-социологического исследования (мониторинга);
- Методологию проведения медико-социологических мониторинга;
- Принципы работы в коллективе, основы психологии и управления коллективом.
Уметь:
- Анализировать научную и публицистическую литературу;
- Излагать и редактировать предметный материал;
- Определять цель, задачи медико-социологического исследования;
- Применять на практике знания, полученные в ходе подготовки к проведению МСМ;
- Составить программу медико-социологического мониторинга;
- Брать на себя личную ответственность за принимаемые в команде решения;
Владеть:
- Навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии;
- Навыками оценки приоритетов развития здравоохранения и повышения эффективности использования ресурсов отрасли;
- Навыками составления анкеты для проведения МСМ;
- Навыками работы с различными слоями населения при проведении МСИ;
- Навыками сбора, группировки, анализа и представления полученных в ходе исследования.
2. Место дисциплины в структуре ооп ВПО Университета.
2.1. Дисциплина относится к учебному циклу (разделу) вариативных дисциплин и является составной частью профессионального цикла.
2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами/практиками:
- Статистика
Знания: по методологии, планированию и организации проведения статистического наблюдения; о возможностях применения моделирования в решении проблем общественного здоровья и здравоохранения; о способах приобретения новых знаний и умений.
Умения: расширять и углублять научное мировоззрение; самостоятельно приобретать и использовать новые знания; исследовать и критически осмысливать явления действительности.
Навыки: критического анализа статистической информации в профессиональных информационных источниках и в научной литературе с позиций доказательной медицины;
организации и проведения самостоятельного научно-практического исследования, описания и представления его результатов; конструктивного подхода в профессиональной научной коммуникации, организации и ведения научно-практической дискуссии; письменного изложения предметного материала; работы с научной, учебной, справочной литературой и электронными ресурсами; организации и осуществления собственной деятельности.
- Социология медицины
Знания: теории проведения медико-социологического исследования
Умения: разрабатывать программу МСИ
Навыки: проведения и обработки данных МСИ
2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами/практиками:
- Научно-исследовательская практика
Знания: методологии планирования и организации медико-социологического исследования; подходов к сбору и анализу результатов исследования; правил оформления и представления результатов исследования; основные профессиональные информационные ресурсы и базы данных
Умения: самостоятельно выбрать тему и обосновать цель и задачи медико-социологического исследования; планировать, организовывать и проводить самостоятельное исследование; формулировать выводы, вытекающие из результатов исследования и давать по ним обобщающее заключение; проводить критический анализ и аргументированную интерпретацию результатов собственного и аналогичных исследований; работать с различными источниками научной информации, базами данных; готовить презентации и публикации по результатам исследования; использовать полученные результаты исследования для анализа и принятия решений в сфере своей профессиональной деятельности.
Навыки: организации и проведения самостоятельного медико-социологического исследования, описания и представления его результатов; критическим анализом научной информации в профессиональных информационных источниках и в научной литературе с позиций доказательной медицины; конструктивным подходом в профессиональной научной коммуникации, организацией и ведением научно-практической дискуссии; методами и приемами письменного изложения предметного материала и правилами оформления результатов научно-практического исследования; работы с научной, учебной, справочной литературой и электронными ресурсами.
- Производственная практика
Знания: научных и технических аспектов совершенствования общественного здоровья и их применения в практике; принципов организации и работы лечебно-профилактических учреждений различного типа; технологии оценки и анализа деятельности организаций на базах практик; методики оценки состояния здоровья населения, эпидемиологической обстановки, природной среды, профессиональной среды, планировании и проведении мероприятий по охране здоровья и среды, улучшению здоровья населения, организации и менеджмента в области общественного здравоохранения структуры и характера деятельности организаций системы здравоохранения, медицинского страхования и других составляющих системы охраны здоровья, их роль в охране и укреплении охраны здоровья населения; их миссию, цели, задачи.
Умения: выделить ведущие характеристики здравоохранения; применять технологии оценки и анализа деятельности организации; анализировать деятельность организаций системы здравоохранения, медицинского страхования и других составляющих системы охраны здоровья; анализировать преемственность и взаимосвязь между различными элементами системы охраны здоровья населения на примере организаций – баз практики.
Навыки: участия в проведении оценки состояния здоровья населения, эпидемиологической обстановки, природной среды, профессиональной среды, планировании и проведении мероприятий по охране здоровья и среды, улучшению здоровья населения, организации и менеджмента в области общественного здравоохранения; планирования и организации просветительской работе в государственных и негосударственных учреждениях (публичные лекции, доклады, работа в группах риска).
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
п/№ |
Код компетенции |
Содержание компетенции (или ее части) |
В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: |
|||
Знать |
Уметь |
Владеть |
Оценочные средства |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
ОК-10 |
Стремление к личностному и профессиональному саморазвитию |
закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории;
|
применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности |
навыками целостного подхода к анализу проблем общества
|
Реферат, эссе, участие в круглом столе, презентация курсовой работы |
|
ОК-13 |
Способность анализировать социальнозначимые проблемы и процессы |
основные нормативные правовые документы |
применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности |
навыками целостного подхода к анализу проблем общества |
Реферат, эссе, участие в круглом столе, презентация курсовой работы |
|
ПК-8 |
Способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно- управленческих решений
|
виды управленческих решений и методы их принятия |
анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию |
методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль).
|
|
|
ПК-50 |
Способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности |
Методы маркетинговых исследований |
Организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач |
Методами разработки и реализации маркетинговых программ |
|
4. Разделы дисциплины и компетенции, которые формируются при их изучении:
п/№ |
Код компетенции |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела в дидактических единицах |
|
ОК-10, ОК-13, ПК-8, ПК-50 |
Социальный мониторинг |
|
5. Распределение трудоемкости дисциплины.
5.1. Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по семестрам:
Вид учебной работы |
Трудоемкость |
Трудоемкость по семестрам (АЧ) |
|
объем в зачетных единицах (ЗЕ) |
объем в академических часах (АЧ) |
||
|
|||
Аудиторная работа, в том числе |
0,25 |
9 |
9 |
Лекции (Л) |
0,11 |
4 |
4 |
Лабораторные практикумы (ЛП) |
|
|
|
Практические занятия (ПЗ) |
0,14 |
5 |
5 |
Клинические практические занятия (КПЗ) |
|
|
|
Семинары (С) |
|
|
|
Самостоятельная работа студента (СРС) |
2,75 |
99 |
99 |
Промежуточная аттестация |
|
|
|
зачет |
|
|
З |
ИТОГО |
3 |
108 |
108 |
5.2. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля:
п/№ |
№ семестра |
Наименование раздела дисциплины |
Виды учебной работы (в АЧ) |
Оценочные средства |
||||||
|
|
|
Л |
ЛП |
ПЗ |
КПЗ |
С |
СРС |
всего |
|
1. |
6 |
Социальный мониторинг |
4 |
|
5 |
|
|
99 |
108 |
Тесты, контрольные вопросы |
|
|
ИТОГО |
4 |
|
5 |
|
|
99 |
108 |
|
5.3. Распределение лекций по семестрам:
п/№ |
Наименование тем лекций |
Объем в АЧ |
|
|
|
Семестр 6 |
Семестр |
|
Роль и значение медико-социологического мониторинга в социальной сфере |
1 |
|
|
Основы построения системы медико-социологического мониторинга |
2 |
|
|
Управление по результатам медико-социологического мониторинга |
1 |
|
|
ИТОГО (всего - 4 АЧ) |
4 |
|
5.4. Распределение лабораторных практикумов по семестрам:
п/№ |
Наименование лабораторных практикумов |
Объем в АЧ |
|
|
|
Семестр 6 |
Семестр |
|
Инструментарий медико-социологического мониторинга |
2 |
|
|
Приоритетные направления в медико-социологических исследованиях |
1 |
|
|
Использование результатов медико-социологического мониторинга в практике здравоохранения |
2 |
|
|
ИТОГО (всего - 5 АЧ) |
5 |
|
5.5. Распределение тем практических занятий по семестрам:
п/№ |
Наименование тем практических занятий |
Объем в АЧ |
|
|
|
Семестр |
Семестр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО (всего - АЧ) |
|
|
5.6. Распределение тем клинических практических занятий по семестрам:
п/№ |
Наименование тем клинических практических занятий |
Объем в АЧ |
|
|
|
Семестр |
Семестр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО (всего - АЧ) |
|
|
5.7. Распределение тем семинаров по семестрам:
п/№ |
Наименование тем семинаров |
Объем в АЧ |
|
|
|
Семестр |
Семестр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО (всего - АЧ) |
|
|
5.8. Распределение самостоятельной работы студента (СРС) по видам и семестрам:
п/№ |
Наименование вида СРС |
Объем в АЧ |
|
|
|
Семестр 6 |
Семестр |
1. |
Составление программы медико-социологического мониторинга, в т. ч. разработка инструментария |
25 |
|
2 |
Подготовка к занятиям |
5 |
|
3 |
Подготовка к текущему контролю |
5 |
|
4 |
Проведение медико-социологического исследования |
30 |
|
5 |
Написание курсовой работы |
30 |
|
6 |
Подготовка презентации |
4 |
|
|
ИТОГО (всего - 99 АЧ) |
99 |
|
6. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины.
6.1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации*, виды оценочных средств:
№ п/п |
№ семестра |
Формы контроля |
Наименование раздела дисциплины |
Оценочные средства |
||
Виды |
Кол-во вопросов в задании |
Кол-во независимых вариантов |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
6 |
Входной, текущий |
Социальный мониторинг |
Контрольные вопросы
|
5 |
5 |
|
6 |
Промежуточный |
Социальный мониторинг |
Зачет |
3 |
|
6.2. Примеры оценочных средств:
Контрольные вопросы:
1. Виды вопросов при составлении анкеты.
2. Что включает в себя программа медико-социологического исследования.
3. Этапы медико-социологического исследования.
Тест:
Укажите последовательность этапов медико-социологического мониторинга:
-
Анализ собранной информации
-
Организационный этап
-
Сбор первичной информации
-
Подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.
5. Подготовка собранной информации к обработке
6.3. Оценочные средства, рекомендуемые для включения в фонд оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации.
Примеры вопросов:
-
Практическое использование данных, полученных в ходе проведения медико-социологического мониторинга
-
Способы повышения эффективности медико-социологического мониторинга
-
Объекты медико-социологического мониторинг (цель, задачи, особенности проведения).
-
Роль и значение медико-социологического мониторинга в социальной сфере
-
Методы сбора медико-социологической информации
Пример тестового задания:
Укажите последовательность этапов медико-социологического мониторинга:
-
Анализ собранной информации
-
Организационный этап
-
Сбор первичной информации
-
Подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.
5. Подготовка собранной информации к обработке
Пример вопроса, выносимого на обсуждение за круглым столом: Приоритетные направления медико-социологического мониторинга
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы).
7.1. Перечень основной литературы:
№ |
Наименование согласно библиографическим требованиям |
Количество экземпляров |
|
На кафедре |
В библиотеке |
||
1. |
Решетников А. В. Социология медицины: учебник. М.: ГЕОТАР-Медиа, 2006. – 256 с. |
10 |
|
2. |
Решетников А.В., Ефименко С.А., Богачанская Н.Н. Методика проведения медико-социологического исследования CD-R, 2010. |
10 |
|
3. |
Решетников А. В., Ефименко С. А. Проведение медико-социологического мониторинга М.: ГЕОТАР-Медиа, 2007. – 160 с. |
5 |
|
7.2. Перечень дополнительной литературы:
№ |
Наименование согласно библиографическим требованиям |
Количество экземпляров |
|
На кафедре |
В библиотеке |
||
1. |
Решетников А. В. Медико-социологический мониторинг. М.: ГЕОТАР-Медиа, 2003. – 1048 с. |
20 |
|
2. |
Решетников А. В. Курс лекций «Социальный маркетинг в здравоохранении», CD-R, 2010.
|
20 |
|
7.3. Перечень методических рекомендаций для аудиторной и самостоятельной работы студентов:
№ |
Наименование согласно библиографическим требованиям |
Количество экземпляров |
|
На кафедре |
В библиотеке |
||
1 |
Решетников А.В., Ефименко С.А., Богачанская Н.Н. Методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе |
В эл. виде |
|
7.4. Перечень методических рекомендаций для преподавателей:
№ |
Наименование согласно библиографическим требованиям |
Количество экземпляров |
|
На кафедре |
В библиотеке |
||
1. |
Решетников А.В., Ефименко С.А., Богачанская Н.Н. Методические рекомендации к проведению семинарских занятий |
В эл. виде |
|
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
8.1. Перечень помещений, необходимых для проведения аудиторных занятий по дисциплине.
Для реализации учебного процесса имеются 2 учебные комнаты (аудитория для проведения лекций и практических занятий 1, компьютерный класс- 1.)
8.2. Перечень оборудования, необходимого для проведения аудиторных занятий по дисциплине.
Мультимедийное оборудование -1,
Компьютеры – 9.
Наборы слайдов, таблиц/мультимедийных наглядных материалов по различным разделам дисциплины. Видеофильмы. Ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам. Доски.
9. Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины:
Используемые образовательные технологии при изучении данной дисциплины: проблемные лекции, круглые столы, игровое проектирование.
Всего 80% интерактивных занятий от объема аудиторных занятий
9.1. Примеры образовательных технологий в интерактивной форме:
Круглый стол. «Приоритетные направления медико-социологического мониторинга»
Цель: Помочь студентам определиться с возможной тематикой курсовой работы.
Краткое содержание.
Преподаватель просит студентов назвать направления, в которых актуально проведение медико-социологического мониторинга. Предложенные направления записываются на доске. Банк направлений медико-социологического мониторинга:
-
Отношение населения к реформам в здравоохранении;
-
Спрос населения на медицинские услуги; Динамика потребления платных медицинских услуг;
-
Информированность населения о деятельности лечебно-профилактических учреждений, страховых медицинских организаций и системы ОМС;
-
Степень удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи;
-
Оптимизация уровня доступности квалифицированной и специализированной медицинской помощи;
-
Медико-социологическая оценка врачами эффективности использования своего трудового потенциала;
-
Мониторинг целевых программ в здравоохранении.
Деловая игра «Разработка инструментария».
Цель: Научить студентов работать в группе, развить креативное мышление.
Краткое содержание.
Студентам предлагается разбиться на 2-3 группы. Выбрать интересную, актуальную на настоящем этапе развития системы здравоохранения тему медико-социологического мониторинга. Разработать программу медико-социологического мониторинга, определить цель, задачи, объект и предмет. Исходя из этих параметров, составить анкету или анкеты, вопросы которых помогут максимально эффективно провести исследование и после обработки полученных данных выявить тенденции, дать прогнозы, предложить мероприятия и дать рекомендации.
9.2. Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания дисциплины:
1. Сайт научной библиотеки Университета, URL: http://www.scsml.rssi.ru/
2. Электронная библиотека Социологического факультета МГУ: http://lib.socio.msu.ru/l/library
3. Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»: http://ecsocman.hse.ru
Рабочая программа дисциплины разработана: кафедрой социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования
Разработчик: Зав. кафедрой Академик РАН, д.м.н., д.социол.н., профессор Решетников А.В.
Профессор кафедры д.социол.н, профессор Ефименко С.А.
Преподаватель кафедры Богачанская Н.Н.