Образовательная программа

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

послевузовского профессионального образования

по специальности 14.02.05  - Социология медицины

по отрасли  14.00.00 – медицинские науки

Присуждаемая ученая степень: Кандидат медицинских наук Кандидат социологических наук

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОТРАСЛИ 14.00.00 – МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

1.1. Ученая степень, присуждаемая при условии освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук) ‑ кандидат наук.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (далее по тексту - подготовки аспиранта) по отрасли 14.00.00 – Медицинские науки при очной форме обучения составляет 3 года, при заочной форме обучения составляет 4 года.

В случае досрочного освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта и успешной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук аспиранту присуждается искомая степень независимо от срока обучения в аспирантуре.

1.2. Цели аспирантуры.

Цель аспирантуры - подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для науки, образования, здравоохранения.

Целями подготовки аспиранта, в соответствии с существующим законодательством, являются:

  • формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской и педагогической деятельности;

  • углубленное изучение теоретических, методологических и практических основ медицинской и социологической наук;

  • совершенствование философского образования, в том числе ориентированного на профессиональную деятельность;

  • совершенствование знаний иностранного языка, в том числе для использования в профессиональной деятельности.

Квалификационная характеристика выпускника аспирантуры:

Выпускники аспирантуры являются научными кадрами высшей квалификации, способными самостоятельно ставить и решать научные задачи и проблемы образования.

1.3. Паспорт специальности 14.02.05 – Социология медицины

Шифр специальности: 14.02.05 – Социология медицины

Формула специальности:

Социология медицины – область науки, занимающаяся с использованием социологических подходов изучением роли и места системы охраны здоровья в жизни общества и представлении различных слоев общества о влиянии социально-экономических факторов на состояние общественного здоровья и организацию медицинской помощи с целью выработки дополнительных социально-психологических мер по профилактике, сохранению и укреплению здоровья, работоспособности и продлению жизни граждан; функционирования и развития социальных процессов, протекающих в системе здравоохранения, ее институтах и в медицине как социальном институте.

Области исследований:

  1. Исследования по изучению медицины как социального института: медицина как целостная система, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения, изучение медицины и здравоохранения с позиций социального детерминизма; формирование социологических концепций развития медицины и здравоохранения. Изучение социальной гармонизации деятельности здравоохранения, формирования социальной базы политики здравоохранения. Научное обоснование по вопросам социологии организации здравоохранения, медицинского персонала (его социальной роли и положения), медицинской профессии, пациента, здоровья и болезни.

  2. Изучение медицины (социального института) как субсистемы социальной системы: взаимодействие с другими социальными институтами общества, взаимодействие с экономической сферой общества, воздействие общества на развитие медицины, изучение влияния глобализации социальных процессов на медицину.

  3. Фундаментальные и прикладные исследования роли и места медицинской науки, изменений характера экономических связей и отношения различных групп населения к внедрению элементов коммерческой деятельности в здравоохранении, росту социально-экономической значимости медицинских услуг.

  4. Исследование мнения и анализ оценок отношения различных групп населения к социально-экономическим факторам здоровья и болезни, уровням благосостояния и здоровья. Изучение социальных факторов этиологии болезни, динамики демографических показателей. Анализ сложившихся в различных слоях общества представлений и социальных предпосылок в отношении меняющихся факторов, влияющих на региональные различия в состоянии здоровья и потребности в медицинских услугах. Изучение и оценка по материалам представлений о своем здоровье различных профессиональных и возрастных групп населения в связи с условиями его воспроизводства и образом жизни на уровне районов, регионов и страны в целом.

  5. Исследование социальных взаимоотношений в здравоохранении – влияния социального поведения на физическое, душевное и социальное благополучие пациента: активность, деятельность, контакты, потребности и мотивы, самовосприятие и механизмы защиты личности.

  6. Изучение особенностей управления индивидами, социальными группами на макро-, мезо-, микро- и наноуровнях социально-экономической иерархии: методов управляющего воздействия, методов социально-психологической организации работы аппарата медицинского учреждения, общественной оценки социально-экономического статуса ЛПУ и системы взаимоотношений в медицинском коллективе: социально-психологическое восприятие экономического положения медицинского работника, динамика отношений: врач-врач, врач-средний медперсонал, врач-пациент и другие виды; запросов социальной гармонизации практического здравоохранения (на уровне ЛПУ) (механизмы конкретного взаимодействия современного общества, отрасли и пациента).

  7. Исследование сферы социальных процессов и отношений: тенденции в деятельности по социальной профилактике болезней, изучение закономерностей активного, целенаправленного формирования здорового образа жизни людей в условиях современного общества, структуры связи, механизмы функционирования и эффективность различных мероприятий общественных организаций по охране здоровья людей.

  8. Исследование теоретических и практических аспектов социально-психологической поддержки сбалансированной трансформации здравоохранения из непроизводственной сферы в производственную (индустриализация технологий производства и социологизация предоставления медицинских услуг).

  9. Исследование по вопросам гармонизации интересов субъектов и участников обязательного медицинского страхования.

  10. Изучение с использованием социологических подходов качества жизни в связи с деятельностью системы охраны здоровья.          

Отрасль наук:

14.00.00 - медицинские науки.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, НЕОБХОДИМОМУ

ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА И УСЛОВИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА

2.1. Лица, желающие освоить образовательную программу подготовки аспиранта по данной отрасли наук, должны иметь медицинское, экономическое или социологическое высшее профессиональное образование.

2.2. Лица, имеющие высшее профессиональное образование, принимаются в аспирантуру по результатам сдачи вступительных экзаменов на конкурсной основе. По решению экзаменационной комиссии лицам, имеющим достижения в научно-исследовательской деятельности, отраженные в научных публикациях, может быть предоставлено право преимущественного зачисления.

2.3. Порядок приема в аспирантуру и условия конкурсного отбора определяются действующим Положением о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.

2.4. Программы вступительных испытаний в аспирантуру разработаны Первым МГМУ им. И.М.Сеченова в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

  1. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

14.02.05 – Социология медицины

  1. Основная образовательная программа подготовки аспирантов реализуется на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования Первого МГМУ им. И.М.Сеченова.

Образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы, программы практики, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии*(1).
3.2. Образовательная программа послевузовского профессионального образования имеет следующую структуру:
3.3. Образовательная составляющая, включающая следующие разделы:
Обязательные дисциплины (ОД. А.00);
Факультативные дисциплины (ФД.А.00);
Практика (П.А.00).
3.4. Исследовательская составляющая, включающая следующие разделы:
Научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации на соискание учёной степени кандидата наук (НИР.А.00);
Кандидатские экзамены (КЭ.А.00);
Подготовка к защите диссертации  на соискание ученой степени кандидата наук (ПД.А.00).
4. Нормативный срок освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования в очной форме обучения не может превышать три года, в заочной форме - четыре года.
5. Трудоемкость освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования:
  1. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

14.02.05 – Социология медицины

Индекс
Наименование разделов и дисциплин
Трудоемкость
(в зачетных
единицах) *(2)
ОД.А.00
Обязательные дисциплины
20
ОД.А.01
История и философия науки
2
ОД.А.02
Иностранный язык
2
ОД.А.03
Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности
13
ОД.А.04, ОД.А.05 и т.д.
Дисциплины по выбору аспиранта*(3)
3
ФД.А.00
Факультативные дисциплины
4
П.А.00
Педагогическая практика
3
Итого на образовательную составляющую
27
НИР.А.00
Научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации на соискание учёной степени кандидата наук (4)
165
КЭ.А.00
Кандидатские экзамены
3
КЭ.А.01
Кандидатский экзамен по истории и философии науки
1
КЭ.А.02
Кандидатский экзамен по иностранному языку
1
КЭ.А.03
Кандидатский экзамен по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук
1
ПД.А.00
Подготовка к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук (5)
15
Итого на исследовательскую составляющую
183
Общий объём подготовки аспиранта (6)
210
*(1) На базе образовательной программы послевузовского профессионального образования по соответствующей  специальности научных работников научным руководителем совместно с аспирантом разрабатывается индивидуальный план аспиранта.
*(2) Одна зачётная единица соответствует 36 академическим часам продолжительностью 45 минут. Максимальный объём учебной нагрузки аспиранта, включающий все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, составляет 54 академических часа в неделю.
*(3) Дисциплины по выбору аспиранта (ОД. А.04, ОД.А.05 и т.д.) выбираются им из числа предлагаемых образовательным учреждением или научной организацией, реализующими образовательную программу послевузовского профессионального образования.
*(4) При обучении по отдельным специальностям научных работников технических, естественных отраслей наук, срок обучения по которым составляет четыре года в очной форме, трудоемкость научно-исследовательской работы аспиранта и выполнение  диссертации на соискание учёной степени кандидата наук (НИР.А.00) увеличиваются на 55 зачетных единиц.
*(5) Подготовка к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук (ПД.А.00) включает оформление диссертационной  работы и представление её на кафедру (в научный совет, отдел, лабораторию, сектор) или в совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.
*(6) Без учета каникул.

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

14.02.05 – Социология медицины

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта при очной форме обучения 156 недель, в том числе:

  • образовательная составляющая – 18 недель (972 часов);

  • исследовательская составляющая – 122 недель (6588 часов);

  • каникулы не менее – 16 недель.

5.2. Лицам, окончившим аспирантуру, предоставляется месячный отпуск в случае выполнения следующих требований:

  • полностью выполнен индивидуальный учебный план;

  • сданы кандидатские экзамены по истории и философии науки, иностранному языку и специальной дисциплине;

  • завершена работа над диссертацией и оформленная диссертация представлена в Диссертационный совет.

6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

14.02.05 – Социология медицины

6.1. Основная образовательная программа подготовки аспирантов сформирована с учетом следующего: максимальный объем учебной нагрузки аспиранта в период теоретического обучения устанавливается в размере 54 часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.

6.2. Условия реализации основной образовательной программы аспиранта.

6.2.1. Кадровое обеспечение.

Научное руководство аспирантами и соискателями осуществляют 3 доктора медицинских наук и 3 доктора социологических наук по специальности 14.02.05 – Социология медицины, входящие в штат кафедры социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования ФУЭЗ: академик РАМН, д.м.н., д. социол.н., проф.А. В. Решетников; д.социол.н., проф. Ефименко С.А.; д.м.н., проф. Семенов В.Ю.; д.м.н., проф. Гурдус В.О., д. социол. н., профессор Журавлёва И. В.

6.2.2. Учебно-методическое обеспечение.

Учебная, учебно-методическая и иные библиотечно-информационные ресурсы обеспечивают учебный процесс и гарантирует возможность качественного освоения аспирантом образовательной программы.

Первый МГМУ им. И.М. Сеченова обеспечивает каждого аспиранта основной учебной и учебно-методической литературой, методическими пособиями, необходимыми для организации образовательного процесса по всем дисциплинам лицензируемых образовательных программ, в соответствии с требованиями к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования и паспортом специальностей ВАК.

Собственная библиотека университета удовлетворяет требованиям Примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения, утвержденного приказом Минобразования России от 27.04.2000 № 1246. Она располагает более 3,5 млн. экз. учебной, научной и художественной литературы, в том числе имеет свыше 463 000 экземпляров обязательной учебно-методической литературы. Библиотека получает свыше 450 названий периодических изданий: реферативные журналы ВИНИТИ, библиографические указатели ИНИОН, отечественные и зарубежные текстовые журналы, в т.ч. и на электронных носителях информации. Фонды библиотеки содержат основные российские реферативные и научные журналы по медицинским, социологическим и смежным наукам, внесенные в «Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук», утвержденный ВАК Министерства образования и науки РФ («Социология медицины», «Социологические исследования», «Экономика здравоохранения», «Здравоохранение Российской Федерации», «Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины» и другие). В библиотеке ведется электронная база данных по медицине и здравоохранению «Российская медицина», охватывающей более 80 % всех опубликованных и неопубликованных материалов отрасли. Функционирует он-лайн-центр, предоставляющий доступ к базе через Интернет.

В библиотеке университета имеется следующая литература (см. Приложение, составленное на основе Требований к наличию у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам высшего профессионального образования).

Кафедра социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования ФУЭЗ располагает библиотекой, включающей научно-исследовательскую литературу по специальности, научные журналы и труды научных конференций.

6.2.3. Материально-техническое обеспечение.

Кафедра социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования ФУЭЗ располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом аспиранта, а также эффективное выполнение диссертационной работы.

Материально-техническая база: Материально-техническая база: компьютеры (6 шт.); ноутбук (1 шт.); принтеры (3 шт.); сканеры (1 шт.); ксероксы (2 шт.); видеопроекционное устройство (1 шт.).

Университет располагает 32 компьютерными классами, объединенными в локальную сеть, с выходом в Интернет, оснащенными компьютерами класса Pentium-III и выше. Поддерживается собственный сайт http://www.mma.ru/, электронная почта, имеются 30 Internet-серверов.

7. УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, УСПЕШНО ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ В АСПИРАНТУРЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

14.02.05 – Социология медицины

7.1. Требования к знаниям и умениям выпускника аспирантуры.

7.1.1. Общие требования к выпускнику аспирантуры:

Выпускник аспирантуры должен быть широко эрудирован, иметь фундаментальную научную подготовку, владеть современными информационными технологиями, включая методы получения, обработки и хранения научной информации, уметь самостоятельно формировать научную тематику, организовывать и вести научно-исследовательскую деятельность по избранной научной специальности.

7.1.2.Требования к научно-исследовательской работе аспиранта.

Научно-исследовательская часть программы должна:

  • соответствовать основной проблематике научной специальности, по которой защищается кандидатская диссертация;

  • быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;

  • основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях отечественной и зарубежной науки и практики;

  • использовать современную методику научных исследований;

  • базироваться на современных методах обработки и интерпретации данных с применением компьютерных технологий;

  • содержать теоретические (методические, практические) разделы, согласованные с научными положениями, защищаемыми в кандидатской диссертации.

7.1.3. Требования к выпускнику аспирантуры по специальным дисциплинам, иностранному языку, истории и философии науки определяются программами кандидатских экзаменов и требованиями к квалификационной работе (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук).

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации аспиранта.

7.2.1. Итоговая аттестация аспиранта включает сдачу кандидатских экзаменов и представление диссертации в Диссертационный совет.

Порядок проведения кандидатских экзаменов устанавливается Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации. При проведении кандидатского экзамена по научной специальности включаются дополнительные разделы, обусловленные спецификой научной специальности.

Требования к содержанию и оформлению диссертационной работы определяются Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации (ВАК России).

7.2.2.Требования к итоговой государственной аттестации (порядок представления и защиты диссертации на соискание степени кандидата наук) разрабатываются Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации (ВАК России).

8. ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ОСВОЕНИЕ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА

8.1. Лицам, полностью выполнившим основную образовательную программу при обучении в аспирантуре в образовательных учреждениях и научных организациях, реализующих программы послевузовского профессионального образования, и прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение.

8.2. Лицам, полностью выполнившим основную образовательную программу послевузовского профессионального образования и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию (защитившим диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук), выдается диплом кандидата наук, удостоверяющий присуждение искомой степени.