Социология здоровья

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СОЦИОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ

Направление подготовки (специальность) 060400 Общественное здравоохранение

Форма обучения Очная

Срок освоения 2 года

2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

 

2.1. Цель и задачи освоения дисциплины

Цель освоения учебной дисциплины Социология здоровья состоит в овладении знаниями о роли и месте системы охраны здоровья в жизни общества, а также принципами укрепления, cохранения и поддержания здоровья и работоспособности, профилактики заболеваемости, влиянии здорового образа жизни на  продолжительность и качество жизни на уровне всей популяции и каждого отдельного человека.

При этом задачами дисциплины являются:

- приобретение студентами знаний в области социологии здоровья;

- формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров;

- обучение студентов анализу основных групп факторов формирования здоровья и отношения к нему;

- формирование навыков организации, проведения и анализа полученных данных медико-социологических исследований;

- формирование навыков анализа статистической и научной информации, тенденций происходящих социальных процессов для принятия аргументированных управленческих решений в сфере общественного здоровья;

- формирование у студента навыков общения с коллективом.

2.2. Место учебной дисциплины  в структуре ооп университета

2.2.1. Учебная дисциплина  Социология здоровья относится к циклу

вариативных  дисциплин и является составной частью цикла специальных дисциплин

 

2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- Социология

Знания: теории проведения медико-социологического исследования

Умения: разрабатывать программу МСИ

Навыки: проведения и обработки данных МСИ

- Высшая математика

Знания: основных групп многомерных анализов: корреляционный, факторный, регрессионный и др.

Умения: использовать методы математического анализа

Навыки: применения некоторых видов многомерного анализа           

и т.д.

2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины

2.3.1.Перечислить виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания данной дисциплины:

  1. организационно-управленческая,

  2. научно-исследовательская

  3. проектная

2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

 

п/№

Номер/ индекс компетенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства

1

2

3

4

5

6

7

  1.  

ОК-1

Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

Приоритетные направления развития системы здравоохранения

Анализировать научную и публицистическую литературу;

Излагать и редактировать предметный материал

Навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии

Реферат, эссе,

участие в круглом столе,

презентация курсовой работы

  1.  

ОК-2

Способность и готовность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности

Источники, в которых отражены последние инновации в области организации здравоохранения

Анализировать

научную и публицистическую литературу

Навыками оценки приоритетов развития здравоохранения и повышения эффективности использования ресурсов отрасли

Реферат, эссе, тестирование компьютерное

  1.  

ОК-4

Готовность к использованию на практике умений и навыков в организации исследовательских и проектных работ

Основные этапы разработки программы медико-социологического исследования

Определять цель, задачи медико-социологического исследования

Навыками составления анкеты

Проведение медико-социологического исследования

Индивидуальное домашнее задание

  1.  

ОК-8

Способность и готовность к организации продуктивного взаимодействия с представителями различных слоев населения, в том числе и группами риска

Инструкции интервьюера

Применять на практике знания, полученные в ходе подготовки к проведению МСИ

Навыками работы с различными слоями населения

Собеседование по ситуационным задачам

  1.  

ПК-3

Способность и готовность к организации и осуществлению прикладных и практических проектов по актуальной проблематике с соответствии со специализацией

Методологию проведения медико-социологических исследований

Составить программу медико-социологического исследования

Навыками сбора, группировки, анализа и представления полученных в ходе исследования данных

Курсовая работа

  1.  

ПК-4

Способность к работе в команде; способность к действиям в рамках согласованных целей и задач; способность брать на себя личную ответственность и лидерство в планировании и осуществлении проектной деятельности

Принципы работы в коллективе, основы психологии и управления коллективом

Брать на себя личную ответственность за принимаемые в команде решения

Навыками работы в команде при составлении и презентации социально-значимой идеи

Тренинги, решение ситуационных задач, оценка презентации

  1.  

ПК-8

Способность и готовность к планированию, организации и осуществлению мероприятий по обеспечению охраны здоровья населения, материнства и детства, профессиональной среды, окружающей среды

Законодательство РФ в области охраны здоровья

Анализировать имеющийся опыт проведения подобных мероприятий

Навыками отбора наиболее эффективных мероприятий

Эссе

Компетенции – обеспечивают интегральный подход в обучении студентов. В компетенциях выражены требования к результатам освоения общей образовательной программы (ОПП).

Все компетенции делятся на общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), которые распределенные по видам деятельности выпускника

 

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

Семестры

№ _1_

№ __

часов

часов

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего), в том числе:

20

20

 

Лекции (Л)

8

8

 

Практические занятия (ПЗ),

12

12

 

Семинары (С)

-

-

 

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

 

Самостоятельная работа студента (СРС),в том числе:

52

52

 

История болезни (ИБ)

-

-

 

Курсовая работа (КР)

30

30

 

Реферат (Реф)

7

7

 

Расчетно-графические работы (РГР)

-

-

 

Подготовка к занятиям(ПЗ)

5

5

 

Подготовка к текущему контролю (ПТК))

5

5

 

Подготовка к промежуточному контролю (ППК))

5

5

 

 

 

 

 

 

 

Вид промежуточной аттестации

зачет (З)

1

 

 

экзамен (Э)

 

 

 

ИТОГО: Общая трудоемкость

час.

72

72

 

ЗЕТ

2

2

 

3.2.1 Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении

п/№

№ компетенции

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах  (темы разделов)

1

2

3

4

  1.  

ОК-1, ОК-2,

ОК-4,

ПК-8

Основы социологии здоровья

Основные факторы, формирующие здоровье и отношение к нему

Исследование влияния образа жизни на  здоровье              

 

  1.  

ОК-8 ПК-3 ПК-4 ПК-8

Социальный маркетинг

Основы социального маркетинга

Коммуникации социального маркетинга

Продвижение социально-значимой идеи

3.2.2. Разделы учебной дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля

п/№

№ семестра

Наименование раздела учебной дисциплины

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Л

ЛР

ПЗ

СРС

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1.  

1

Основы социологии здоровья

4

 

4

12

20

Тесты, эссе

  1.  

1

Социальный маркетинг

4

 

8

40

52

Тесты, контрольные вопросы

 

 

ИТОГО:

8

 

12

52

72

 

 

3.2.3. Название тем лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины

п/№

Название тем лекций учебной дисциплины

Семестры

 

 

1

2

3

4

  1.  

Предмет и задачи социологии здоровья

1

1ч.

 

  1.  

Теоретико-методологические основы изучения отношения к здоровью

1

1ч.

 

  1.  

Социологические показатели отношения к здоровью индивида и общественному здоровью

1

3 ч.

 

  1.  

Основные факторы, формирующие здоровье и отношение к нему

1

3 ч.

 

 

Итого

8

 

 

 

 

 

3.2.4. Название тем практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины

п/№

Название тем практических занятий базовой части дисциплины по ФГОС и формы контроля

Объем по семестрам

 

 

1

2

3

4

  1.  

Исследование влияния образа жизни на здоровье    

     

 

1

3ч.

 

  1.  

Самосохранительное поведение круглый стол

1

3ч.

 

  1.  

Деловая игра «Продвижение социально-значимой идеи (на примере системы охраны здоровья) презентация

1

6ч.

 

 

Итого

12

 

 

 

3.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

3.3.1. Виды СРС

№ п/п

№ семестра

Наименование раздела учебной дисциплины

Виды СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

  1.  

1

Основы социологии здоровья

Написание рефератов, подготовка к занятиям, подготовка к текущему контролю

12

  1.  

Социальный маркетинг

Написание эссе, подготовка к занятиям, подготовка к текущему контролю, подготовка к деловой игре, написание курсовой работы

40

ИТОГО часов в семестре:

52

 

3.3.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ, контрольных вопросов

Семестр № 1

1. Наиболее эффективные мероприятия, в продвижении ЗОЖ

2. Социологические аспекты медицинских профессий.

3. Специфика применения методов социального маркетинга в российском здравоохранении.

4. Социологические аспекты политики здравоохранения.

5. Социология лечебно-профилактических учреждений.

6. Социальные аспекты изучения и лечения заболеваний.

7. Самосохранительное поведение

8. Особенности планирования и проведения социологических исследований в здравоохранении

           Курсовая работа:

Программа конкретного медико-социологического исследования в сфере здравоохранения, на примере наиболее злободневной социальной проблемы.

Защита курсовой работы осуществляется  в виде презентации.

 

пример:

3.4. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.4.1. Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств

№ п/п

№ семестра

Виды контроля

Наименование раздела учебной дисциплины

Оценочные средства

Форма

Кол-во вопросов в задании

К-во независимых вариантов

1

2

3

4

5

6

7

  1.  

1

Входной, текущий

Основы социологии здоровья

Устное собеседование

Эссе

3

 

  1.  

1

Текущий,

Социальный маркетинг

Тестирование

 

20

5

  1.  

1

Промежуточный

 

Зачет

 

 

3.4.2.Примеры оценочных средств:

для входного контроля (ВК)

Пример вопроса для устного собеседования:

Ваше понимание понятия здоровье

Основные факторы, влияющие на здоровье

Приведите пример первоочередных мер государственной политики, направленных на улучшение здоровья населения.

Тестирование

Тема эссе. Условия формирования здорового образа жизни

для текущего контроля (ТК)

Работа в малых группах

Пример тестового задания:

Особенности социального маркетинга в здравоохранении:

  1. не связан с выплатами потребителей услуг

  2. его цели – сбыт услуг, получение прибыли

  3. напрямую связан с выплатами потребителей

  4. ориентирован на обслуживание только прибыльных сегментов рынка

  5. обслуживаются все, в том числе экономически невыгодные сегменты потребителей

Пример вопроса, выносимого на обсуждение за круглым столом: Социально-экономические аспекты здоровья и болезни.

для промежуточного контроля (ПК)

зачет

Примеры вопросов на зачете:

  1. Социальное взаимодействие врача и пациента. Социологические аспекты болезни и поведения больного.

  2. Медико-социологические исследования в системе охраны здоровья (цель, задачи, особенности проведения).

  3.    Социальный маркетинг в системе охраны здоровья населения.

  4. Социальные аспекты изучения и лечения заболеваний.

 

 

3.5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.5.1. Основная литература

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в биб-лиотеке

на ка-федре

1

2

3

4

7

8

1.

Социология медицины: учебник.

 

Решетников А. В

М.: ГЕОТАР-Медиа, 2006. – 256 с.

 

5

2.

Здоровье как предмет изучения в социологии медицины.

Решетников А. В., Шаповалова О. А.

Учеб. пособие. – М.: ГЕОТАР-Медиа, 2008. – 64 с.

 

5

3.

Отношение к здоровью индивида и общества.

Журавлёва И. В.

М.: Наука, 2006. − 238 с.

 

5

4.

Курс лекций «Социология здоровья»

Журавлёва И. В.

CD-R, 2010.

 

10

5.

Методика проведения медико-социологического исследования

 

Решетников А. В., Ефименко С. А., Богачанская Н. Н.

CD-R, 2010.

 

10

 

3.5.2. Дополнительная литература

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в библиотеке

на кафедре

1

2

3

4

7

8

  1.  

Социальный портрет участкового врача-терапевта

Ефименко С. А.

М.: Здоровье и общество, 2005. – 205 с.

 

 

50

  1.  

Социология пациента.

Решетников А. В., Ефименко С. А.

М.: Здоровье и общество, 2008. – 304 с.

 

5

  1.  

Курс лекций «Социальный маркетинг в здравоохранении»

Решетников А. В.

CD-R, 2010.

 

10

 

3.6. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины

Для реализации учебного процесса имеются 2 учебные комнаты (аудитория для проведения лекций и практических занятий 1, компьютерный класс- 1.)

Материально-техническое обеспечение:

Мультимедийное оборудование -1,

Компьютеры – 9.

Наборы слайдов, таблиц/мультимедийных наглядных материалов по различным разделам дисциплины. Видеофильмы. Ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам. Доски.

3.7. Образовательные технологии

Используемые образовательные технологии при изучении данной дисциплины: проблемные лекции, круглые столы, игровое проектирование.

80%  интерактивных занятий от объема аудиторных занятий

Примеры интерактивных форм и методов проведения занятий по курсу «Социология здоровья»:

Круглый стол. «Исследование влияния образа жизни на здоровье»

Цель: Помочь студентам задуматься о собственном образе жизни, продумать план по поддержанию и улучшению здоровья, как на уровне индивидуального, так и общественного здоровья.

Разработка плана мероприятий, направленных на формирование эффективной государственной политики в области здорового образа жизни с применением «метода кругового сбора идей».

Вопросы для обсуждения

1. Определение понятия здоровья. Что означает быть здоровым именно для Вас.

2. Самооценка здоровья.

3. Факторы влияющие на Ваше здоровье.

4. Какие меры по поддержанию здоровья Вы предпринимаете.

5. Основные этапы Вашего отношения к здоровью, менялось ли отношение к здоровью в течение жизни, какие факторы этому способствовали.

6. Анализ Вашего образа жизни: положительные и отрицательные характеристики.

7. В каком возрасте нужно закладывать азы ЗОЖ.

8. Какие мероприятия, на Ваш взгляд, будут наиболее эффективными в продвижении ЗОЖ.

Деловая игра «Продвижение социально-значимой идеи (на примере системы охраны здоровья)».

Цель: Научить студентов работать в группе, развить креативное мышление.

Краткое содержание.

Студентам предлагается разбиться на группы примерно по пять человек. Выбрать интересную, актуальную на настоящем этапе социально-значимую идею. Разработать план мероприятий по продвижению выбранной социально-значимой идеи (обозначить круг лиц, на которых будет направлено воздействие; сформулировать лозунг рекламной компании и т. д.). Подготовить презентацию. Коллективное обсуждение результатов работы.

Примеры социально социально-значимых идей:

- «Пристегните ремни безопасности!»;

- «Регулярно проходите диспансеризацию!»;

- «Ешьте меньше соли!»;

- «Не садитесь за руль в нетрезвом состоянии!»;

- «Сделайте прививки против туберкулеза и гепатита!».

 

3.8. Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами

п/№

Наименование последующих дисциплин

Раздела данной дисциплины, необходимые для изучения последующих дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

1

Здоровье и окружающая среда

 

 

 

 

 

 

 

 

Умения и навыки, приобретенные студентами при изучении модуля «Социология здоровья»будут использованы ими при написании выпускной квалификационной работы.

 

4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Обучение складывается из аудиторных занятий (20 час.), включающих лекционный курс, практические занятия, и самостоятельной работы (52 час.). Основное учебное время выделяется на проведение медико-социологического исследования и практическую работу по социальному маркетингу.

При изучении модуля «Социология здоровья» необходимо использовать теоретические знания, полученные при изучении дисциплины «Социология», рекомендованную литературу, и освоить практические умения подготовки, проведения и анализа медико-социологического исследования, используя разработанную на кафедре «Методику проведения медико-социологического исследования» // Решетников А. В., Ефименко С. А., Богачанская Н. Н. / CD-R, 2010.

Практические занятия проводятся в виде дискуссии за круглым столом, решения ситуационных задач, ответов на тестовые задания, представления студентами презентаций, с последующим обсуждением.

В соответствии с требованиями ФГОС-3 ВПО в учебном процессе широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий, такие как ролевые игры, тренинги, дискуссии. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 80% от аудиторных занятий.

Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку программы Медико-социологического исследования и презентацию по заданной тематике курсовой работы

Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине Социология здоровья и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение (в разделе СРС).

Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам Университета и кафедры.

По каждому разделу учебной дисциплины разработаны методические рекомендации для студентов и методические указания для преподавателей.

Во время изучения учебной дисциплины студенты самостоятельно проводят медико-социологическое исследование, оформляют отчет по проведенному исследованию и представляют полученные результаты, выводы и рекомендации в виде презентации.

Написание реферата, способствуют формированию аналитических навыков.

Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность.

Обучение студентов способствует воспитанию у них навыков общения с респондентами, с учетом этико-деонтологических особенностей места проведения, темы медико-социологического исследования и контингента опрашиваемых. Самостоятельная работа с респондентами способствует формированию этичного поведения, аккуратности, дисциплинированности.

Исходный уровень знаний студентов определяется тестированием, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе занятий, при решении типовых ситуационных задач и ответах на тестовые задания.

В конце изучения учебной дисциплины проводится промежуточный контроль знаний с использованием тестового контроля, проверкой практических умений и решением ситуационных задач.

Вопросы по учебной дисциплине включены в Итоговую государственную аттестацию выпускников.

Рабочая программа дисциплины разработана: кафедрой социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования

Разработчик: Зав. кафедрой Академик РАН, д.м.н., д.социол.н., профессор Решетников А.В.

                           Профессор кафедры д.социол.н, профессор Ефименко С.А.

                        Старший преподаватель кафедры к.социол.н. Дубограй Е.В.

                        Преподаватель кафедры Богачанская Н.Н.