Инвестиционный анализ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Направление подготовки (специальность) 080200 Менеджмент
Профиль Менеджмент в здравоохранении
Степень Бакалавр
Форма обучения Заочная
Трудоемкость дисциплины 3 зачетных единицы
-
Цель и задачи освоения дисциплины «Инвестиционный анализ»
(далее – дисциплина).
Цель освоения дисциплины: в овладении теоретическими и практическими знаниями в сфере инвестиций и инвестиционной деятельности предприятий, в формирование навыков методических подходов к оценке эффективности инвестиционных проектов в современных условиях.
Задачи дисциплины:
- знать:
-экономическую сущность и виды инвестиций;
-законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие инвестиционную деятельность в РФ;
-инвестиционное проектирование;
-сущность инвестиционного проекта, содержание, фазы развития и классификацию инвестиционных проектов;
-критерии и методы оценки инвестиционных проектов;
-уметь:
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
- систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты по вопросам экономической оценки инвестиций и управления здравоохранением;
- использовать информационные технологии для решения экономических задач в здравоохранении;
- самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой.
-владеть:
- специальной экономической терминологией дисциплины;
- методами инвестиционного анализа;
- навыками формирования портфеля инвестиций медицинской организации с учетом финансовых ограничений;
- навыками формирования инвестиционной привлекательности медицинской организации.
2. Место дисциплины в структуре ооп ВПО Университета.
2.1. Учебная дисциплина «Инвестиционный анализ» относится к вариативным дисциплинам и является составной частью цикла профессиональных дисциплин. Для ее освоения необходимо предварительно изучить дисциплины, такие как «Финансовые рынки и институты», «Финансовый менеджмент» и «Бизнес – планирование».
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами/практиками:
Финансовые рынки и институты
(наименование дисциплины/практики)
Знания: теоретических основ и закономерностей функционирования финансового рынка и финансовых институтов;
Умения: выбирать оптимальный способ организации и финансирования инвестиций;
Навыки: оценки выбора источников и способов инвестирования.
2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами/практиками:
Финансовый менеджмент
(наименование дисциплины/практики)
Знания: теоретических основ финансового менеджмента;
Умения: управлять финансовыми активами;
Навыки: владеть методами финансового анализа.
Бизнес – планирование
Знания: теоретических основ бизнес-планирования;
Умения: определять цели и задачи бизнес-планирования;
Навыки: владеть методикой расчета основных экономических, финансовых показателей при разработке основных экономических разделов бизнес-плана.
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
п/№ |
Код компетенции |
Содержание компетенции (или ее части) |
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: |
|||
Знать |
Уметь |
Владеть |
Оценочные средства* |
|||
|
ОК-10 |
Стремится к личностному и профессиональному саморазвитию
|
закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории;
|
применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;
|
навыками целостного подхода к анализу проблем общества;
|
Реферат, эссе, индивидуальные задания |
|
ПК-3 |
Готов к разработке процедур и методов контроля
|
основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля.
|
организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач.
|
методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль).
|
Работа в малых группах, дискуссия |
|
ПК-8 |
Способен оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений»
|
виды управленческих решений и методы их принятия;
|
уметь оценивать принимаемые финансовые решения с точки зрения их влияния на создание ценности (стоимости) компаний.
|
методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль).
|
Работа в малых группах, дискуссия |
|
ПК-11 |
Способен использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала
|
принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций; основные теории корпоративных финансов;
|
уметь оценивать принимаемые финансовые решения с точки зрения их влияния на создание ценности (стоимости) компаний; разрабатывать инвестиционные проекты и проводить их оценку;
|
методами инвестиционного анализа и анализа финансовых рынков.
|
контрольная работа, тестирование письменное или компьютерное |
|
ПК-12 |
Способен оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании
|
принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций;
|
оценивать риски, доходность и эффективность принимаемых финансовых и инвестиционных решений; уметь оценивать принимаемые финансовые решения с точки зрения их влияния на создание ценности (стоимости) компаний.
|
методами инвестиционного анализа и анализа финансовых рынков.
|
Собеседование по ситуационным задачам, презентации инвестиционных проектов |
|
ПК-40 |
Способен анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения
|
принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций; модели оценки капитальных (финансовых) активов;
|
оценивать риски, доходность и эффективность принимаемых финансовых и инвестиционных решений; уметь оценивать принимаемые финансовые решения с точки зрения их влияния на создание ценности (стоимости) компаний.
|
методами инвестиционного анализа и анализа финансовых рынков.
|
контрольная работа, тестирование письменное или компьютерное |
|
ПК-43 |
Способен проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования
|
принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций.
|
оценивать риски, доходность и эффективность принимаемых финансовых и инвестиционных решений; разрабатывать инвестиционные проекты и проводить их оценку;
|
методами инвестиционного анализа и анализа финансовых рынков.
|
Собеседование по ситуационным задачам, презентации инвестиционных проектов |
|
ПК-46 |
Понимает роль финансовых рынков и институтов, способен к анализу различных финансовых инструментов |
модели оценки капитальных (финансовых) активов;
|
Определять источники финансовых потоков |
методами инвестиционного анализа и анализа финансовых рынков.
|
Собеседование по ситуационным задачам, презентации инвестиционных проектов |
*виды оценочных средств, которые могут быть использованы при освоении компетенций: коллоквиум, контрольная работа, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, типовые расчеты, индивидуальные задания, реферат, эссе
4. Разделы дисциплины и компетенции, которые формируются при их изучении:
п/№ |
Код компетенции |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела в дидактических единицах |
|
ОК-1, ПК-3, ПК-8, ПК-11, ПК-12 |
Экономическая сущность и виды инвестиций |
Структура денежного потока. Финансовые рынки финансовые институты. Участники инвестиционного процесса и типы инвесторов. Правовое регулирование инвестиционной деятельности |
|
ОК-1, ПК-3, ПК-8, ПК-11, ПК12, ПК-40 |
Теоретические основы инвестиционного анализа |
Основные этапы развития инвестиционного анализа. Место инвестиционного анализа в системе комплексного экономического анализа. Цели инвестиционного анализа. Информационная база инвестиционного анализа. Инвестиционная деятельность предприятия. |
|
ОК-1, ПК-3, ПК-8, ПК-11, ПК12, ПК-40, ПК-43, ПК-46 |
Разработка инвестиционного проекта, содержание, классификация. Критерии и методы оценки инвестиционных проектов |
Бюджетная эффективность и социальные результаты реализации инвестиционных проектов. Источники финансирования капитальных вложений. Методы финансирования инвестиционных проектов. Состоятельность проектов, критические точки и анализ чувствительности. Инвестиционные качества ценных бумаг. Доходность и риск в оценке эффективности инвестиций в ценные бумаги. Портфельные инвестиции. Механизм банковского инвестиционного кредитования и диагностики заёмщика.
|
5. Распределение трудоемкости дисциплины.
5.1. Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по семестрам:
Вид учебной работы |
Трудоемкость |
Трудоемкость по семестрам (АЧ) |
|||
объем в зачетных единицах 3 ЗЕ |
объем в академических часах 108 АЧ |
||||
4 |
5 |
6 108 АЧ |
|||
Аудиторная работа, в том числе |
|
9 |
|
|
|
Лекции (Л) |
|
4 |
|
|
|
Лабораторные практикумы (ЛП) |
|
|
|
|
|
Практические занятия (ПЗ) |
|
5 |
|
|
|
Клинические практические занятия (КПЗ) |
|
|
|
|
|
Семинары (С) |
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа студента (СРС) |
|
99 |
|
|
|
Курсовая работа (КР) |
|
18 |
|
|
|
Реферат, эссе (Реф) |
|
12 |
|
|
|
Подготовка к занятиям (ПЗ) |
|
36 |
|
|
|
Подготовка к текущему контролю (ПТК)) |
|
18 |
|
|
|
Подготовка к промежуточному контролю (ППК)) |
|
15 |
|
|
|
Промежуточная аттестация |
тестирование |
|
|
|
|
зачет/экзамен (указать вид) |
зачет |
6 |
|
|
|
ИТОГО |
|
108 |
|
|
|
5.2. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля:
п/№ |
№ семестра |
Наименование раздела дисциплины |
Виды учебной работы (в АЧ) |
Оценочные средства |
||||||
|
|
|
Л |
ЛП |
ПЗ |
КПЗ |
С |
СРС |
всего |
|
1. |
6 |
Инвестиционный анализ |
4 |
|
5 |
|
|
99 |
108 |
Тесты, контр. вопросы, ситуацион. задачи |
5.3. Распределение лекций по семестрам:
п/№ |
Наименование тем лекций |
Объем в АЧ |
|
|
|
6 Семестр |
Семестр |
1. |
Экономическая сущность инвестиций и виды инвестиций. Теоретические основы инвестиционного анализа |
2ч. |
|
2. |
Разработка инвестиционного проекта, содержание, классификация. Критерии и методы оценки инвестиционных проектов |
2ч. |
|
|
|
|
|
|
ИТОГО (всего - АЧ) |
4ч. |
|
5.4. Распределение лабораторных практикумов по семестрам: нет
5.5. Распределение тем практических занятий по семестрам:
п/№ |
Наименование тем практических занятий |
Объем в АЧ 5 |
|
|
|
6 Семестр |
Семестр |
1. |
Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта |
2 |
|
2. |
Критерии и методы оценки инвестиционных проектов |
3 |
|
3. |
|
|
|
|
ИТОГО (всего - АЧ) |
5 |
|
5.6. Распределение тем клинических практических занятий по семестрам: нет
5.7. Распределение тем семинаров по семестрам: нет
5.8. Распределение самостоятельной работы студента (СРС) по видам и семестрам:
п/№ |
Наименование вида СРС* |
Объем в АЧ 93 |
|
|
|
6 Семестр |
Семестр |
|
1.Написание эссе 2.Подготовка к занятиям: Работа с научной литературой, нормативно-правовой документацией и информационными ресурсами
3.Подготовка к текущему контролю
|
12ч.
30ч.
18ч. |
|
|
1.Написание курсовой работы (разработка инвестиционного проекта) и подготовка презентации
|
18ч.
|
|
|
Подготовка к промежуточному контролю |
15ч.
|
|
|
ИТОГО (всего - АЧ) |
93 |
|
6. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины.
6.1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации*, виды оценочных средств:
№ п/п |
№ семестра |
Формы контроля |
Наименование раздела дисциплины |
Оценочные средства |
||
Виды |
Кол-во вопросов в задании |
Кол-во независимых вариантов |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
6 |
Контроль освоения темы |
Экономическая сущность и виды инвестиций |
Контрольные вопросы, тесты |
10 |
2 |
|
|
Контроль освоения темы |
Теоретические основы инвестиционного анализа |
Контрольные вопросы, тесты |
10 |
2 |
|
|
Контроль освоения темы |
Разработка инвестиционного проекта, содержание, классификация. Критерии и методы оценки инвестиционных проектов |
Контрольные вопросы, тесты |
10 |
2 |
*формы текущего контроля: контроль самостоятельной работы студента, контроль освоения темы; формы промежуточной аттестации: зачет, экзамен
6.2. Примеры оценочных средств:
Текущий контроль по дисциплине осуществляется с использованием контрольных вопросов и ситуационных задач, а также тестовых заданий.
Примеры контрольных вопросов:
-
Что такое инвестиции?
-
Что такое альтернативные инвестиции?
-
Объясните, что такое капитал, и раскройте его структуру.
-
Дайте определение инвестиционного анализа.
-
Назовите основные цели инвестиционного анализа.
-
Объясните сущность инвестиционного проектирования.
-
Перечислите требования, предъявляемые к инвестиционным проектам.
-
Перечислите критерии и методы оценки инвестиционных проектов.
-
Перечислите показатели, характеризующие эффективность инвестиционных проектов, их достоинства и недостатки.
-
Назовите противоречия между доходностью и риском инвестиционного проекта.
-
Назовите основные направления инвестирования финансовых средств в деятельности медицинской организации.
Пример теста:
Что не относится к видам инвестиций?
Варианты ответов:
1) трудовые;
2) реальные;
3) интеллектуальные;
4) финансовые.
Промежуточный контроль по дисциплине осуществляется с использованием ситуационных задач, тестовых заданий.
Пример теста для промежуточного контроля:
1. Какие из перечисленных источников финансируют инвестиции?
а) собственный капитал;
б) заемный капитал;
в) спонсирование;
г) централизованный.
2. По каким критериям осуществляется выбор инвестиционных проектов в медицине?
а) срок окупаемости;
б) доходность и рентабельность;
в) срок оборачиваемости активов;
г) объем инвестирования;
д) все ответы верны.
Итоговый контроль по дисциплине осуществляется проведением зачета с использованием ситуационных задач и тестовых заданий.
Пример ситуационной задачи:
Выручка АО «Медицина» равна 80 млн.руб., издержки – 40 млн.руб., ставка налога на прибыль – 20%, активы – 100 млн.руб. Найдите прибыль на инвестиции:
1) в исходном случае; 2) после увеличения фонда оплаты труда на 10 млн.руб.; 3) после получения дополнительной выручки 20 млн. руб. в результате рекламной кампании; 4) после получения кредита 50 млн.руб. 5) после выкупа собственных векселей на 30 млн.руб.; 6) после дополнительной эмиссии акций на 50 млн. рублей.
6.3. Оценочные средства, рекомендуемые для включения в фонд оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации.
Разработка инвестиционного бизнес-плана и его анализ.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы).
7.1. Перечень основной литературы*:
№ |
Наименование согласно библиографическим требованиям |
Количество экземпляров |
|
На кафедре |
В библиотеке |
||
1 |
Учебное пособие «Экономика здравоохранения». Под общ. ред. А.В.Решетникова -М.:ГЭОТАР-МЕД,2010г. |
2 |
30 |
2 |
Н.Г.Шамшурина, В.М.Алексеева, Е.Е. Кобяцкая, Т.Н. Жилина / Учебное пособие под ред. акад. РАМН А.В. Решетникова «Применение клинико-экономического анализа в медицине»- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2009 г.-179с. |
5 |
100 |
3 |
Инвестиционный анализ: учебное пособие/ О.В.Киселева, Ф.С. Макеевой.- М.: КНОРУС, 2010.-208с. |
1 |
- |
*перечень основной литературы должен содержать учебники, изданные за последние 10 лет (для дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла за последние 5 лет), учебные пособия, изданные за последние 5 лет.
7.2. Перечень дополнительной литературы*:
№ |
Наименование согласно библиографическим требованиям |
Количество экземпляров |
|
На кафедре |
В библиотеке |
||
1 |
Экономика здравоохранения: Учебное пособие / Под редИ.М.Шеймана - М.: ТЕИС, 2001. -324с. |
2 |
- |
2 |
Семенов И.Ю. Основы финансирования здравоохранения. Учебное пособие. – М.: Первый МГМУ им. И.М.Сеченова, 2012. – 72с. |
20 |
- |
3 |
Сергеев И.В., Верешенникова И.И., Яновский В.В. Организация и финансирование инвестиций. М.: Финансы и статистика, 2003.- 252с. |
- |
- |
*дополнительная литература содержит дополнительный материал к основным разделам программы дисциплины.
7.3. Перечень методических рекомендаций для аудиторной и самостоятельной работы студентов:
№ |
Наименование согласно библиографическим требованиям |
Количество экземпляров |
|
На кафедре |
В библиотеке |
||
1 |
Слайды лекций по темам дисциплины «Инвестиционный анализ» |
4 |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
7.4. Перечень методических рекомендаций для преподавателей:
№ |
Наименование согласно библиографическим требованиям |
Количество экземпляров |
|
На кафедре |
В библиотеке |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
8.1. Перечень помещений*, необходимых для проведения аудиторных занятий по дисциплине.
1. Учебная комната (аудитория для проведения лекций и практических занятий – 1.
2. Компьютерный класс- 1.
8.2. Перечень оборудования*, необходимого для проведения аудиторных занятий по дисциплине.
1.Мультимедийное оборудование -1,
2. Оверхеты - 2
3. Компьютеры – 9.
4. Наборы слайдов, таблиц/мультимедийных наглядных материалов по различным разделам дисциплины. Видеофильмы. Ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам.
5.Доски 2.
-
Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины*:
Используемые образовательные технологии при изучении данной дисциплины:
1. Проблемные лекции.
2. Дискуссии.
3. «Круглые столы».
4. Игровое проектирование.
70 % интерактивных занятий от объема аудиторных занятий.
9.1. Примеры образовательных технологий в интерактивной форме:
1. Дискуссия «Особенности инвестиционных проектов медицинской организации».
2. Игровое проектирование: «Разработка инвестиционного проекта» в малых группах.
9.2. Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания дисциплины:
1. http://www.cfin.ru/finanalysis/invest/
2. http://www.rosmedportal.com
3. Единый образовательный портал: http://www.mma.ru
Рабочая программа дисциплины разработана: кафедрой социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования
Разработчик: Доцент кафедры Жилина Т.Н.