Финансовый учёт и анализ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЁТ И АНАЛИЗ (ФИНАНСОВЫЙ УЧЁТ, УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЁТ, ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ)

Направление подготовки (специальность) 080200 Менеджмент

Профиль Менеджмент в здравоохранении

Степень Бакалавр

Форма обучения Заочная

Трудоемкость дисциплины 9 зачетных единиц

1. Цель и задачи освоения дисциплины «Учёт и анализ (финансовый учёт, управленческий учёт, финансовый анализ)» (далее – дисциплина).

Цель освоения дисциплины: участие в формировании общекультурных (ОК-5, ОК-15 и др.) и профессиональных компетенций (ПК-9, ПК-11, ПК-33, ПК-34, ПК-40 и др.), прежде всего, способности анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями организаций с целью подготовки сбалансированных управленческих решений; применять основные принципы и стандарты финансового учёта, управленческого учёта и финансового анализа для принятия обоснованных инвестиционных, кредитных и финансовых решений в организациях здравоохранения.

Задачи дисциплины:

Знать:  количественные и качественные методы анализа; различные системы учёта и распределения затрат; средства программного обеспечения анализа и учета.

Уметь: применять основные принципы и стандарты финансового учёта; анализировать финансовую отчетность; анализировать себестоимость продукта медицинского труда; принимать обоснованные управленческие решения на основе данных   управленческого учёта.

Владеть экономическим образом мышления; навыками составления финансовой отчетности.

  

   2. Место дисциплины в структуре ооп ВПО Университета

            2.1. Дисциплина относится к учебному циклу (разделу) профессиональных дисциплин, базовой части (Б.3).

 

            2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами/практиками:

- «Теория менеджмента»

Знания: способов управления материальными, трудовыми, финансовыми ресурсами;

Умения:  руководить финансовой службой организации, осуществляющей финансовый анализ;

Навыки: фискального самоуправления; моделирования бизнес-процессов; постановки задач планирования бизнес-процессов.

 

-«Финансовый менеджмент»

Знания: способов управления  финансовыми ресурсами  и финансовыми отношениями в организации здравоохранения; системы принципов, методов, приемов, форм управления финансами.

Умения: разрабатывать цели использования финансов; устанавливать экономический механизм управления финансовыми потоками; определять задачи управления финансовыми ресурсами; планировать финансовые ресурсы.

Навыки: определения вопросов для анализа финансовой ситуации; создания системы мониторинга информации о финансовых потоках; бюджетирования; составления смет; управленческого учета и отчетности; осуществления контроля и ревизии.

 

            2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами/практиками:

- «Бизнес-планирование»

Знания: по бизнес–планированию деятельности медицинской организации с целью укрепления финансовых позиций на рынке медицинских услуг, прогнозирования финансового развития организации на перспективу.

 

Умения: анализировать производственный процесс в лечебном учреждении, разрабатывать маркетинговую политику, определять источники финансирования учреждения здравоохранения.

Навыки: расчетов финансовых показателей, определения точки безубыточности организации здравоохранения; калькулирования себестоимости медицинской услуги при помощи системы АВ-костинг.

 

 

   3. Требования к результатам освоения дисциплины

   Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

  1. п/№

Код компетенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства*

  1.  

ОК–5

владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения

 

Цели учёта

Анализиро-

вать информа-

цию

Владеть культурой мышления

собеседование

  1. 2

ОК-8

способен находить организационно - управленческие решения и готов нести за них ответственность

 

Цели управления

Организо

вать управленческий учёт

Методами принятия управленческих решений

собеседование

  1. 3

 

 

 

 

  1. 3

ОК-9

умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности 

 

Норматив

ные правовые документы учёта

Использовать нормативные правовые документы в учёте и анализе

Методами анализа нормативных правовых документов

эссе

  1. 45

 

 

  1. 4

ОК-15

владеет методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования 

 

Методы количе

ственного анализа

Применять методы количественного анализа

 Методами количественного анализа и моделирования,

контрольная работа

  1. 5

 

  1. 5

ОК-17

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией

 

Методы, способы и средства получения, хранения, переработ

ки информации

Работать с компьютером как средством управления информацией

 

Методами, способами и средствами получения, хранения, переработ

ки информации

собеседование

  1.  

 

 

  1. 6

ОК-18

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах 

 

Глобальные и корпоративные информационные сети

Работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах 

 

Способами получения информации из глобальных компьютерных сетей

собеседование

  1. 7

ПК-3

готов к разработке процедур и методов контроля

 

Методы контроля

Разрабаты-

вать процедуры контроля над финансовой информацией

Методами контроля

собеседование

  1.  

ПК-9

способен анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений

 

 

Сущность взаимосвя

зей между функциональными стратегия-

ми компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений

Устанавли

вать взаимосвя

зи между функциональными стратегия

ми компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений

 

Анализом взаимосвя

зи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений

 

контрольная работа

  1. 9.

 

 

ПК-11

способен использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала

 

Понятие «финансо

вый менедж

мент»

Использо

вать основные методы финансово

го менеджмента для стоимост

ной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансиро

ванию, формированию дивиденд

ной политики и структуре капитала

методами финансо

вого менеджмента для стоимост

ной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансиро

ванию, формированию дивиденд

ной политики и структуре капитала

коллоквиум

  1. 10

ПК-26

имеет представление об экономическом образе мышления 

 

Сущность экономиче

ского мышления

Применять эконогмическое мышление для учёта и анализа

Экономическим  мышлением для учёта и анализа

эссе

  1. 11

ПК-29

способен анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса

 

Методы анализа потребите

лей медицинских услуг

Анализиро

вать поведение потребите

лей экономиче

ских благ

 

Методами формирования спроса и финансово

го анализа результатов изменений спроса

собеседование

  1. 12

ПК-31

умеет применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели

 

Количе

ственные и качествен

ные методы анализа

Применять количе

ственные и качествен

ные методы анализа при принятии управленческих решений

Методами построения экономиче

ских, финансо

вых и организационно-управленческих моделей

 

индивидуальные задания

  1. 14

ПК-33

владеет средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления

 

Программное обеспечение, системы управления

Моделиро

вать системы управления, используя данные финансово

го анализа

Средствами программного обеспече

ния анализа и количественного моделирования систем управления

 

собеседование

  1. 15

ПК-34

владеет методами и программными средствами обработки деловой информации, способен взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы

 

Методы и програм

мные средства обработки деловой информа

ции

Применять методы и програм

мные средства обработки деловой информа

ции для проведения финансово

го анализа

Методами и программ

ными средствами обработки деловой информа

ции

тестирование компьютерное

  1. 16

ПК-38

способен применять основные принципы и стандарты финансового учёта для формирования учётной политики и финансовой отчётности организации

 

Основные принципы и стандарты финансово

го учёта

Применять основные принципы и стандарты финансово

го учёта для формирования учётной политики и финансовой отчётности организа

ции

 

Основными принципами и стандартами финансового учёта для формирования учётной политики и финансовой отчётности организации

 

собеседование

  1. 17

ПК-39

владеет навыками составления финансовой отчётности и осознает влияние различных методов и способов финансового учёта на финансовые результаты деятельности организации

 

Финансо

вую отчётность, способы финансово

го учёта

Составлять финансо

вую отчётность

Навыками составле-

ния финансовой отчётности

индивидуаль

ные задания

  1. 18

ПК-40

способен анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения

 

Инвестиционные, кредитные и финансо

вые операции

 

Анализиро

вать финансо

вую отчетность и принимать обоснован

ные инвести

ционные, кредитные и финансо

вые решения

 

Способами анализа финансовой отчётности

индивидуаль

ные задания

  1. 19

ПК-41

способен оценивать эффективность использования различных систем учёта и распределения затрат; имеет навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способен принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учёта

 

Системы учёта, способы распределения затрат, определе

ние себестоимости

Оценивать эффектив

ность использования различных систем учёта и распределения затрат

Навыками калькулирования и анализа себестоимости продукта и способно

стью принимать обоснован

ные управленческие решения на основе данных управленческого учёта

 

типовые расчёты

 

 

 

4. Разделы дисциплины и компетенции, которые формируются при их изучении

п/№

Код компетенции

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах

  1.  

ОК-9;

ПК-11;

ПК-38;

ПК-39

 

Финансовый учёт

1. Учет денежно- финансовых операций.

2. Организация учета финансовых инвестиций.

3. Учет операций по финансовым вложениям.

4.Учет операций на расчетном счете.

2.

ОК-17;

 

 

ПК-11;

 

 

ПК-31;

 

 

 

ПК-41

Управленческий учёт

1. Информационные технологии и управленческий учёт

2.Составление бюджетов и анализ затрат. Методы бюджетирования.

3. Основные модели учёта и анализа затрат. Учет расходов по местам затрат и центрам ответственности.

4. Группировка затрат по объектам калькулирования.

3.

ОК-18;

 

 

 

ПК-33;

 

 

ПК-40

 

Финансовый анализ

1.Критерии оценки эффективности деятельности подразделений организации и процесс принятия решений.

2.Финансовые и нефинансовые показатели эффективности.

3.Финансовый анализ и методы распределения выручки.

 

5. Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по семестрам:

Вид учебной работы

Трудоемкость

Трудоемкость по семестрам (АЧ)

 

объем в зачетных единицах (ЗЕ)

объем в академических часах (АЧ)

 

3

4

5

 

Аудиторная работа, в том числе

9

324

 

 

8 семестр

 

   Лекции (Л)

 

12

 

 

 

 

   Лабораторные практикумы (ЛП)

 

-

 

 

 

 

   Практические занятия (ПЗ)

 

12

 

 

 

 

   Клинико-практические занятия (КПЗ)

 

-

 

 

 

 

   Семинары (С)

 

-

 

 

 

 

Самостоятельная работа студента (СРС)

 

264

 

 

 

 

Промежуточная аттестация

 

 

 

 

 

 

   зачет/экзамен (указать нужное)

экзамен

36

 

 

 

 

ИТОГО

9

324

 

 

 

 

 

5.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля

п/№

№ семестра

Наименование раздела дисциплины

Виды учебной работы (в АЧ)

Оценочные средства

 

 

 

Л

ЛП

ПЗ

КПЗ

С

СРС

всего

 

 

 

 

12

-

12

-

-

264

324

экзамен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.2. Распределение лекций 8 семестр

п/№

Наименование тем лекций

Объем в АЧ

 

 

8семестр

Семестр

1.

Финансовый учет в организации здравоохранения

4

 

2.

Управленческий учет. Перспективы развития управленческого учета в медицинском учреждении.

4

 

3.

Финансовый анализ как метод управленческой деятельности медицинской организации

4

 

 

ИТОГО (всего -       12        АЧ)

12

 

 

5.3. Распределение лабораторных практикумов по семестрам

п/№

Наименование лабораторных практикумов

Объем в АЧ

 

 

Семестр

Семестр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО (всего -    нет           АЧ)

 

 

 

5.4. Распределение тем практических занятий по семестрам

п/№

Наименование тем практических занятий

Объем в АЧ

 

 

8Семестр

Семестр

1.

Роль учета в деятельности медицинской организации. Гибкие бюджеты и менеджмент.

4

 

2.

Применение АВС-системы для пооперационного калькулирования себестоимости медицинской услуги

4

 

3.

Управленческий учет и контролинг

4

 

 

ИТОГО (всего -       12        АЧ)

12

 

 

5.5. Распределение тем клинико-практических занятий по семестрам

п/№

Наименование тем клинико-практических занятий

Объем в АЧ

 

 

Семестр

Семестр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО (всего -        нет       АЧ)

 

 

 

5.6. Распределение тем семинаров по семестрам

п/№

Наименование тем семинаров

Объем в АЧ

 

 

Семестр

Семестр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО (всего -         нет      АЧ)

 

 

 

5.7. Распределение самостоятельной работы студента (СРС) по видам и семестрам

п/№

Наименование вида СРС*

Объем в  АЧ

 

 

8Семестр

Семестр

 

Самостоятельная работа студента (СРС)

 

 

1.

Работа с литературными и иными источниками информации по изучаемому разделу

192

 

2.

Выполнение заданий, предусмотренных рабочей программой

36

 

3.

Написание рефератов, эссе, подготовка докладов

36

 

 

ИТОГО (всего -          264     АЧ)

264

 

*виды самостоятельной работы: работа с литературными и иными источниками информации по изучаемому разделу, в том числе в интерактивной форме, выполнение заданий, предусмотренных рабочей программой (групповых и (или) индивидуальных) в форме написания историй болезни, рефератов, эссе, подготовки докладов, выступлений; подготовка к участию в занятиях в интерактивной форме (ролевые и деловые игры, тренинги, игровое проектирование, компьютерная симуляция, дискуссии), работа с электронными образовательными ресурсами, размещенными на образовательном портале Университета, подготовка курсовых работ и т.д.

 

6. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины.

6.1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации*, виды оценочных средств

№ п/п

№ семестра

Формы контроля

Наименование раздела дисциплины

Оценочные средства

Виды

Кол-во вопросов в задании

Кол-во независимых вариантов

1

2

3

4

5

6

7

  1.  

8

Контроль освоения темы

Финансовый учёт

Тесты

2

10

  1.  

8

Промежу-точный зачет

Управленческий учёт

Задания

10

2

  1.  

8

Контроль самостоятельной работы студента

Финансовый анализ

Задания

10

1

*формы текущего контроля: контроль самостоятельной работы студента, контроль освоения темы; формы промежуточной аттестации: зачет, экзамен

6.2. Примеры оценочных средств:

1.Тесты.

Тест 1.

Выберите правильный ответ:

В основе АВС-метода лежит группировка затрат:

А) по видам продукции и услуг;

Б) по функциям производства, видам работ и услуг;

В) по центрам ответственности.

Тест 2.

Выберите правильный ответ:

Бюджетирование возможно:

А) только в коммерческих организациях;

Б) только в бюджетных учреждениях;

В) как в коммерческих, так и в некоммерческих организациях и учреждениях.

 

2. Контрольные вопросы:

1. В чем преимущества расчета себестоимости медицинских услуг путем применения метода АВ-костинга?

2. В чем состоит цель учета затрат по местам их возникновения?

3. В чем отличия бухгалтерского учета от управленческого учета?

4. Почему данные финансовой отчетности часто непригодны для внутреннего управления медицинской организацией?

5. Почему фирме, приобретающей убыточное учреждение здравоохранения, следует значительно увеличить прибыль от своей деятельности, чтобы сделка была целесообразной?

3.Задания.

Пример задания:

Эффективность использования финансовых ресурсов ЛПУ может быть измерена с помощью расчета рентабельности платной медицинской деятельности.

Рентабельность – это относительное выражение прибыли:

                             Чистая прибыль

Рентабельность  = ------------------------ х 100 %

 

       Балансовая стоимость основных и оборотных средств, используемых при оказании платных медицинских услуг

 

Из экономической практики известно, что этот показатель должен быть не менее

8-10%, тогда деятельность считается успешной.

Определите рентабельность предоставления медицинской услуги по цене 120 рублей, если совокупные затраты при оказании данной медицинской услуги составляют 100 рублей, а налог на прибыль составляет 24%.

 

 

6.3. Оценочные средства, рекомендуемые для включения в фонд оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации.

 

Контрольные вопросы в экзаменационных билетах:

1. Сущность финансового учёта.

2. Развитие управленческого учёта в медицинских организациях: необходимость и возможности.

3. Показатели эффективности использования финансовых средств организациями здравоохранения.

4. Роль финансового анализа в управлении организацией здравоохранения.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы).

 

7.1. Перечень основной литературы*

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в биб-лиотеке

на ка-федре

1

2

3

4

7

8

  1.  

Экономика здравоохранения. Под ред. акад. РАМН А.В. Решетникова

Решетников А.В. и др.

2010, «ГЭОТАР- МЕДИА»,

272 с., гл. 17.

30

2

2.

Управленческий учет

Хорнгрен Ч., Фостер Дж., Датар Ш.

2005, «Питер», С-Петербург- 1008 с.

1

1

3.

Бухгалтерский (налоговый, финансовый, управленческий) учёт на современном предприятии

Глушков И.Е.

2004, «Кнорус», Москва- Экор-книга, Новосибирск- 1000 с.

-

1

*перечень основной литературы должен содержать учебники, изданные за последние 10 лет (для дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла за последние 5 лет), учебные пособия, изданные за последние 5 лет.

 

 

 

7.2. Перечень дополнительной литературы*

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в библиотеке

на кафедре

1

2

3

4

7

8

  1.  

Показатели социально-экономической эффективности в здравоохранении

Шамшурина Н.Г.

2005, МЦФЭР, 320 с.

-

1

  1.  

7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя

Бочкарев А., Кондратьев В., Краснова В. и др.

2007, «Эксмо», Москва- 832 с.

1

1

*дополнительная литература содержит дополнительный материал к основным разделам программы дисциплины.

 

7.3. Перечень методических рекомендаций для аудиторной и самостоятельной работы студентов.

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в библиотеке

на кафедре

1

2

3

4

7

8

  1.  

Требования к написанию курсовой работы – машинописная работа кафедры.

Жилина Т.Н.,

Шамшурина Н.Г.,

Боярский С.Г. и др.

2012, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 9 с.

В электронной библиотеке Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, на сайте деканата

1

  1.  

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

           

7.4. Перечень методических рекомендаций для преподавателей.

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в библиотеке

на кафедре

1

2

3

4

7

8

  1.  

Информационные средства контролинга производственно-хозяйственной деятельности медицинской организации. Методическое пособие.

Кучеренко В.З.

Мартынчик С.А., Осокина О.В. и др.

2008, Екатеринбург.-

32 с.

10

1

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Перечень помещений, необходимых для проведения аудиторных занятий по дисциплине.

1. Учебная комната (аудитория для проведения лекций и практических занятий – 1.

2. Компьютерный класс- 1.

8.2. Перечень оборудования, необходимого для проведения аудиторных занятий по дисциплине.

1.Мультимедийное оборудование -1,

2. Оверхеты -       2

3. Компьютеры – 9.

4. Наборы слайдов, таблиц/мультимедийных наглядных материалов по различным разделам дисциплины. Видеофильмы. Ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам.

5.Доски 2.

9. Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины:

Используемые образовательные технологии при изучении данной дисциплины:

1. Проблемные лекции.

            2. Дискуссии. 

            3. «Круглые столы».

            4.  Игровое проектирование.

80 %  интерактивных занятий от объема аудиторных занятий.

9.1. Примеры образовательных технологий в интерактивной форме:

            1.   Дискуссия «Платные услуги в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения: как ввести управленческий учет?».

            2.      Проблемная лекция «Возможности управленческого учета в организации здравоохранения и эффективный менеджмент».

           

            3. Игровое проектирование:  «Проведение гипотетического финансового анализа деятельности некоммерческих и коммерческих медицинских организаций и его результаты» в малых группах.     

9.2. Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания дисциплины:

1.Интернет-ресурсы (Rosmedportal.com).

2.Электронные образовательные ресурсы (сетевой образовательный ресурс e-mail:fuz20112mail.ru,

3.Аудиовизуальные ресурсы (Шамшурина Н.Г. Финансирование здравоохранения: затраты на лечение сахарного диабета 2 типа в РФ и зарубежных странах. - Под ред. акад. РАМН И.Н. Денисова, член-корр. РАМН В.З. Кучеренко - М.: «Русский врач», 2009.) -10 шт..

Рабочая программа дисциплины разработана: кафедрой социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования

Разработчики: Зав. кафедрой Академик РАН, д.м.н., д.социол.н., профессор Решетников А.В.

                           Профессор кафедры, д.э.н., профессор Шамшурина Н.Г.

                           Доцент кафедры, к.э.н., доцент Кобяцкая Е.Е.

                           Доцент кафедры Жилина Т.Н.