Бизнес-планирование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
Направление подготовки (специальность) 080200 Менеджмент
Профиль Менеджмент в здравоохранении
Степень Бакалавр
Форма обучения Заочная
Трудоемкость дисциплины 5 зачетных единиц
1. Цель и задачи освоения дисциплины «Бизнес-планирование»
Цель освоения дисциплины состоит в овладении знаниями по вопросам бизнес-планирования организации
Участие в формировании соответствующих компетенций:
Задачи дисциплины: (знать, уметь, владеть)
знать:
- навыками целостного подхода к анализу проблем общества
- основные нормативно правовые документы
- основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций
- содержание и взаимосвязь основных элементов процесса стратегического управления
- основы генезиса концепции корпоративной социальной ответственности (КСО), роль и место этики бизнеса в системе КСО
- основные бизнес-процессы в организации
- принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций
- теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации
- принципы целеполагания, виды и методы организации планирования
- принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций
уметь:
- ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу производственной деятельности
- организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач
- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций
- разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность
- идентифицировать, анализировать и ранжировать ожидания заинтересованных сторон организации с позиций концепции КСО
- использовать экономический инструментарий для анализа внешней и внутренней среды бизнеса (организации)
- анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию
- планировать операционную (производственную) деятельность организации
- оценивать риски, доходность и эффективность принимаемых финансовых решений
владеть:
- методами разработки и реализации маркетинговых программ
- методами формирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы
- методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование, контроль)
- методами анализа финансовой отчетности и финансового прогнозирования
- методами управления операциями
- методами реализации основных управленческих функций
- методами инвестиционного анализа и анализа финансовых рынков
- владеть навыками деловых коммуникаций
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Университета
2.1. Дисциплина относится к учебному циклу - Профессиональный цикл ; базовая часть .
2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами/практиками:
Маркетинг
Знания: методы маркетинговых исследований
Умения: использовать информацию, полученную в результате маркетинговых исследований
Навыки: владеть методами разработки и реализации маркетинговых программ
Финансовый менеджмент
Знания: основные показатели финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, деловой и рыночной активности, эффективности и рентабельности деятельности
Умения: оценивать принимаемые финансовые решения с точки зрения их влияния на создание ценности (стоимости) компании
Навыки: владеть методами анализа финансовой отчетности и финансового прогнозирования
Инвестиционный анализ
Знания: принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций
Умения: оценивать риски, доходность и эффективность принимаемых финансовых и инвестиционных решений ; разрабатывать инвестиционные проекты и проводить их оценку
Навыки: владеть методами инвестиционного анализа и анализа финансовых рынков
2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами/практиками:
Учебная и производственная практики
Знания: Принципы целеполагания, виды и методы организации планирования
Умения: Планировать операционную деятельность организации
Навыки: Методами формирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
п/№ |
Код компетенции |
Содержание компетенции (или ее части) |
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: |
|||
Знать |
Уметь |
Владеть |
Оценочные средства* |
|||
|
ОК-10 |
стремится к личностному и профессиональному саморазвитию |
Основные нормативные правовые документы |
Ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу проиводственной деятельности |
Навыками целостного подхода к анализу проблем общества; |
тесты |
|
ОК-19
|
способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации и т.д. |
Основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций |
Организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач
|
Навыками деловых коммуникаций.
|
Презентация бизнес-плана |
|
ОК-20
|
учитывает последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности |
Основы генезиса концепции корпоративной социальной ответственности (КСО), роль и место этики бизнеса в системе КСО. |
Идентифицировать, анализировать и ранжировать ожидания заинтересованных сторон организации с позиций концепции КСО. |
Методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование, контроль). |
Разработка бизнес-плана |
|
ПК-8 |
способен оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений |
принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования |
Ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность; |
Методами реализации основных управленческих функций |
Тесты, ситуационные задачи |
|
ПК-15 |
готов участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента |
Содержание и взаимосвязь основных элементов процесса стратегического управления. |
Анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организации; разрабатывать корпоративные, конкурентные и функциональные стратегии развития организации. |
Методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы |
Ситуационные задачи, защита бизнес-плана |
|
ПК-18 |
владеет методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций |
Принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования. |
Разрабатывать корпоративные, конкурентные и функциональные стратегии развития организации. |
Методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы.
|
Ситуационные задачи |
|
ПК-19 |
способен планировать операционную (производственную) деятельность организаций |
Принципы организации операционной деятельности, основные методы и инструменты управления операционной деятельностью организации; |
Планировать операционную деятельность организации |
Методами управления операциями.
|
Презентация и защита бизнес-планов |
|
ПК-26 |
имеет представление об экономическом образе мышления |
Роли, функции и задачи менеджера в современной организации. |
Ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; |
Методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль)
|
|
|
ПК-35 |
умеет моделировать бизнес-процессы и знаком с методами их реинжиниринга |
Основные бизнес-процессы в организации; |
Планировать операционную деятельность организации. |
Методами управления операциями.
|
Презентация и защита бизнес-планов |
|
ПК-43 |
способен проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования |
Принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций; фундаментальные концепции финансового менеджмента |
Оценивать риски, доходность и эффективность принимаемых финансовых и инвестиционных решений; разрабатывать инвестиционные проекты и проводить их оценку |
Методами инвестиционного анализа и анализа финансовых рынков |
Презентация и защита бизнес-планов |
|
ПК-48 |
умеет находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею |
Теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации; |
Анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организации |
Методами разработки и реализации маркетинговых программ |
Презентация и защита бизнес-планов |
|
ПК-49 |
Обучающийся способен разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов и т.п.) |
Основные бизнес-процессы в организации; принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования; содержание маркетинговой концепции управления; принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций; теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации; содержание и взаимосвязь основных элементов процесса стратегического управления |
Ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; Анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность; использовать информацию, полученную в результате маркетинговых исследований; оценивать риски, доходность и эффективность принимаемых финансовых и инвестиционных решений; уметь оценивать принимаемые финансовые решения с точки зрения их влияния на создание ценности (стоимости) компаний; разрабатывать инвестиционные проекты и проводить их оценку
|
Методами реализации основных управленческих функций (принятии решений, организация, мотивирование и контроль); методами разработки и реализации маркетинговых программ; методами инвестиционного анализа и анализа финансовых рынков . |
собеседование по ситуационным задачам; типовые расчеты по бизнес-планированию
|
|
ПК-50 |
способен оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности
|
Принципы развития и закономерности функционирования организации |
Анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организации |
Навыками деловых коммуникаций.
|
Презентация и защита бизнес-планов |
*виды оценочных средств, которые могут быть использованы при освоении компетенций: коллоквиум, контрольная работа, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, типовые расчеты, индивидуальные задания, реферат, эссе
4. Разделы дисциплины и компетенции, которые формируются при их изучении
п/№ |
Код компетенции |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела в дидактических единицах |
|
|
Введение в бизнес-планирование |
Общие понятия и термины, используемые в процессе бизнес-планирования. Структура бизнес-плана. |
|
|
Методика бизнес-планирования медицинской организации |
Этапы разработки бизнес-плана медицинской организации. |
5. Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по семестрам
Вид учебной работы |
Трудоемкость |
Трудоемкость по семестрам (АЧ) |
|||
объем в зачетных единицах (ЗЕ) |
объем в академических часах (АЧ) |
||||
3 |
4 |
5 |
|||
Аудиторная работа, в том числе |
|
12 |
|
|
|
Лекции (Л) |
0,16 |
6 |
|
|
|
Практические занятия (ПЗ) |
0,16 |
6 |
|
|
|
Самостоятельная работа студента (СРС) |
3,7 |
132 |
|
|
|
Промежуточная аттестация |
|
|
|
|
|
Экзамен |
1 |
36 |
|
|
|
ИТОГО |
5 |
180 |
|
|
|
5.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля
п/№ |
№ семестра |
Наименование раздела дисциплины |
Виды учебной работы (в АЧ) |
Оценочные средства |
||||||
|
|
|
Л |
ЛП |
ПЗ |
КПЗ |
С |
СРС |
всего |
|
1. |
8 |
Введение в бизнес-планирование |
2 |
|
2 |
|
|
32 |
36 |
тест |
2. |
8 |
Методика бизнес-планирования медицинской организации |
4 |
|
4 |
|
|
100 |
144 |
Ситуационные задачи, защита бизнес-плана |
|
|
ИТОГО |
6 |
|
6 |
|
|
132 |
180 |
|
5.2. Распределение лекций по семестрам
п/№ |
Наименование тем лекций |
Объем в АЧ |
|
|
|
Семестр 8 |
Семестр |
1. |
Общие вопросы бизнес-планирования. |
2 |
|
2. |
Основные этапы разработки бизнес-плана медицинской организации |
4 |
|
|
ИТОГО (всего - АЧ) |
6 |
|
5.4. Распределение тем практических занятий по семестрам
п/№ |
Наименование тем практических занятий |
Объем в АЧ |
|
|
|
Семестр 8 |
Семестр |
1. |
Общие термины, методики разработки бизнес-плана |
2 |
|
2. |
Методика бизнес-планирования медицинской организации |
4 |
|
|
ИТОГО (всего - АЧ) |
6 |
|
5.7. Распределение самостоятельной работы студента (СРС) по видам и семестрам
п/№ |
Наименование вида СРС* |
Объем в АЧ |
|
|
|
Семестр 8 |
Семестр |
1. |
Подготовка к занятию (работа с литературными и интернет-источниками; выполнение заданий; работа с электронным УМК) и тестированию. |
32 |
|
2. |
Подготовка к занятию (работа с литературными и интернет-источниками; выполнение заданий; решение ситуационных задач; разработка бизнес-плана медицинской организации; подготовка презентации бизнес-плана. |
100 |
|
|
ИТОГО (всего - АЧ) |
132 |
|
*виды самостоятельной работы: работа с литературными и иными источниками информации по изучаемому разделу, в том числе в интерактивной форме, выполнение заданий, предусмотренных рабочей программой (групповых и (или) индивидуальных) в форме написания историй болезни, рефератов, эссе, подготовки докладов, выступлений; подготовка к участию в занятиях в интерактивной форме (ролевые и деловые игры, тренинги, игровое проектирование, компьютерная симуляция, дискуссии), работа с электронными образовательными ресурсами, размещенными на образовательном портале Университета, подготовка курсовых работ и т.д.одготовка
6. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины
6.1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации*, виды оценочных средств
№ п/п |
№ семестра |
Формы контроля |
Наименование раздела дисциплины |
Оценочные средства |
||
Виды |
Кол-во вопросов в задании |
Кол-во независимых вариантов |
||||
|
8 |
ТК контроль освоения темы |
Введение в бизнес-планирование |
тест |
10 |
5 |
|
8 |
ТК Контроль самостоятельной работы |
Методика бизнес-планирования медицинской организации |
Ситуационная задача; Защита бизнес-плана |
6 |
5 |
*формы текущего контроля: контроль самостоятельной работы студента, контроль освоения темы; формы промежуточной аттестации: зачет, экзамен
6.2. Примеры оценочных средств:
1. Тест:
В каком из разделов бизнес-плана необходимо провести расчет порога безубыточности («точки самоокупаемости») организации:
А. Организационный план
Б. Финансовый план
В. План маркетинга
Ответ: Б
Контрольные вопросы:
1. Какие виды бизнес-плана Вам известны?
2. Какие структурные подразделения организации участвуют в разработке бизнес-плана?
3. Задание:
Проанализируйте информацию для своей организации:
- Кто является потребителем ваших услуг?
- Кто оплачивает эти услуги от имени потребителя?
- Кто может обеспечить эти услуги иным путем?
6.3. Оценочные средства, рекомендуемые для включения в фонд оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации:
- ситуационная задача на расчет основных экономических показателей при разработки бизнес-плана
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы)
7.1. Перечень основной литературы*
п/№ |
Наименование |
Автор (ы) |
Год, место издания |
Кол-во экземпляров |
|
в биб-лиотеке |
на ка-федре |
||||
|
Бизнес-план или как организовать собственный бизнес |
А.С Пелих |
Москва, 1999 |
|
|
|
Предпринимательская деятельность учреждений здравоохранения |
Л.А. Габуева |
2002 |
|
|
|
УМК «Бизнес-планирование» |
Кобяцкая Е.Е. |
|
|
|
*перечень основной литературы должен содержать учебники, изданные за последние 10 лет (для дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла за последние 5 лет), учебные пособия, изданные за последние 5 лет
7.2. Перечень дополнительной литературы*
п/№ |
Наименование |
Автор (ы) |
Год, место издания |
Кол-во экземпляров |
|
в библиотеке |
на кафедре |
||||
|
Бизнес-планирование в медицинском учреждении |
Зелькович Р.М., Исакова Л.Е. и др. |
Кемерово, 1998 |
|
|
|
Бизнес-планирование |
В.Д. Маркова, Н.А. Кравченко |
Новосибирск, 1994 |
|
|
*дополнительная литература содержит дополнительный материал к основным разделам программы дисциплины
7.3. Перечень методических рекомендаций для аудиторной и самостоятельной работы студентов
п/№ |
Наименование |
Автор (ы) |
Год, место издания |
Кол-во экземпляров |
|
в библиотеке |
на кафедре |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.4. Перечень методических рекомендаций для преподавателей
п/№ |
Наименование |
Автор (ы) |
Год, место издания |
Кол-во экземпляров |
|
в библиотеке |
на кафедре |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Перечень помещений*, необходимых для проведения аудиторных занятий по дисциплине
1. Аудитория для ведения лекций и практических занятий - 1
2. Компьютерный класс - 1
Перечень оборудования*, необходимого для проведения аудиторных занятий по дисциплине
1. Мультимедийное оборудование -1
2. Наборы слайдов
3. Учебная доска
4. Слайд-лекции, ситуационные задачи, тестовые задания
9. Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины*
1.Ситуационная задача
2.Игровое проектирование
75 % интерактивных занятий от объема аудиторной работы
Примеры образовательных технологий в интерактивной форме:
Игровое проектирование «Разработка гипотетических бизнес-планов некоммерческих и коммерческих медицинских организаций» в малых группах и их презентация
9.1. Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания дисциплины:
1. Электронный учебно-методический комплекс «Бизнес-планирование»
2. Слайд-лекции
3. Интернет-ресурсы (Rosmedportal.com)
Рабочая программа дисциплины разработана: кафедрой социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования
Разработчик: Доцент кафедры, к.э.н., доцент Кобяцкая Е.Е.