Бизнес-планирование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

Направление подготовки (специальность) 080200 Менеджмент

Профиль Менеджмент в здравоохранении

Степень Бакалавр

Форма обучения Заочная

Трудоемкость дисциплины 5 зачетных единиц

1. Цель и задачи освоения дисциплины «Бизнес-планирование»

Цель освоения дисциплины состоит в овладении знаниями по вопросам бизнес-планирования организации

Участие в формировании соответствующих компетенций:

Задачи дисциплины: (знать, уметь, владеть)

знать:

- навыками целостного подхода к анализу проблем общества

- основные нормативно правовые документы

- основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций

- содержание и взаимосвязь основных элементов процесса стратегического управления

- основы генезиса концепции корпоративной социальной ответственности (КСО), роль и место этики бизнеса в системе КСО

- основные бизнес-процессы в организации

- принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций

- теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации

- принципы  целеполагания, виды и методы организации планирования

- принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций

уметь:

- ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу производственной деятельности

- организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач

- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций

- разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность

- идентифицировать, анализировать и ранжировать ожидания заинтересованных сторон организации с позиций концепции КСО

- использовать экономический инструментарий для анализа внешней и внутренней среды бизнеса (организации)

- анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию

- планировать операционную (производственную) деятельность организации

- оценивать риски, доходность и эффективность принимаемых финансовых решений

владеть:

- методами разработки и реализации маркетинговых программ

- методами формирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы

- методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование, контроль)

- методами анализа финансовой отчетности и финансового прогнозирования

- методами управления операциями

- методами реализации основных управленческих функций

- методами инвестиционного анализа и анализа финансовых рынков

- владеть навыками деловых коммуникаций

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Университета

2.1. Дисциплина относится к учебному циклу - Профессиональный цикл ; базовая часть .

2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами/практиками:

Маркетинг                                   

Знания: методы маркетинговых исследований

Умения: использовать информацию, полученную в результате маркетинговых исследований

Навыки: владеть методами разработки и реализации маркетинговых программ

Финансовый менеджмент

Знания: основные показатели финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, деловой и рыночной активности, эффективности и рентабельности деятельности

Умения: оценивать принимаемые финансовые решения с точки зрения их влияния на создание ценности (стоимости) компании

Навыки: владеть методами анализа финансовой  отчетности и финансового прогнозирования

Инвестиционный анализ

Знания: принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций

Умения:  оценивать риски, доходность и эффективность принимаемых финансовых и инвестиционных решений ; разрабатывать инвестиционные проекты и проводить их оценку

Навыки: владеть методами инвестиционного анализа и анализа финансовых рынков

2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами/практиками:

Учебная и производственная практики

Знания: Принципы  целеполагания, виды и методы организации планирования

Умения: Планировать операционную деятельность организации

Навыки: Методами формирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

п/№

Код компетенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства*

  1.  

ОК-10

стремится к личностному и профессиональному саморазвитию

Основные нормативные правовые документы

Ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу проиводственной деятельности

Навыками целостного подхода к анализу проблем общества;

тесты

  1.  

ОК-19

 

способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации и т.д.

Основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций

Организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач

 

Навыками деловых коммуникаций.

 

Презентация бизнес-плана

  1.  

ОК-20

 

учитывает последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности

Основы генезиса концепции корпоративной социальной ответственности (КСО), роль и место этики бизнеса в системе КСО.

Идентифицировать, анализировать и ранжировать ожидания заинтересованных сторон организации с позиций концепции КСО.

Методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование, контроль).

Разработка бизнес-плана

  1.  

ПК-8

способен оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений

принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования

Ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность;

Методами реализации основных управленческих функций

Тесты, ситуационные задачи

  1.  

ПК-15

готов участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента

Содержание и взаимосвязь основных элементов процесса стратегического управления.

Анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организации; разрабатывать корпоративные, конкурентные и функциональные стратегии развития организации.

Методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы

Ситуационные задачи, защита бизнес-плана

  1.  

ПК-18

владеет методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций

Принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования.

Разрабатывать корпоративные, конкурентные и функциональные стратегии развития организации.

Методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы.

 

Ситуационные задачи

  1.  

ПК-19

способен планировать операционную (производственную) деятельность организаций

Принципы организации операционной деятельности, основные методы и инструменты управления операционной деятельностью организации;

Планировать операционную деятельность организации

Методами управления операциями.

 

Презентация и защита бизнес-планов

  1.  

ПК-26

имеет представление об экономическом образе мышления

Роли, функции и задачи менеджера в современной организации.

Ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

Методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль)

 

 

  1.  

ПК-35

умеет моделировать бизнес-процессы и знаком с методами их реинжиниринга

Основные бизнес-процессы в организации;

Планировать операционную деятельность организации.

Методами управления операциями.

 

Презентация и защита бизнес-планов

  1.  

ПК-43

способен проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования

Принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций;

фундаментальные концепции финансового менеджмента

Оценивать риски, доходность и эффективность принимаемых финансовых и инвестиционных решений;

разрабатывать инвестиционные проекты и проводить их оценку

Методами инвестиционного анализа и анализа финансовых рынков

Презентация и защита бизнес-планов

  1.  

ПК-48

умеет находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею

Теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации;

Анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организации

Методами разработки и реализации маркетинговых программ

Презентация и защита бизнес-планов

  1.  

ПК-49

Обучающийся способен разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов и т.п.)

Основные бизнес-процессы в организации;

принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования;

содержание маркетинговой концепции управления;

принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций;

теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации;

содержание и взаимосвязь основных элементов процесса стратегического управления

Ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

Анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность;

использовать информацию, полученную в результате маркетинговых исследований;

оценивать риски, доходность и эффективность принимаемых финансовых и инвестиционных решений;

уметь оценивать принимаемые финансовые решения с точки зрения их влияния на создание ценности (стоимости) компаний; разрабатывать инвестиционные проекты и проводить их оценку

 

Методами реализации основных управленческих функций (принятии решений, организация, мотивирование и контроль);

методами разработки и реализации маркетинговых программ;

методами инвестиционного анализа и анализа финансовых рынков

.

собеседование по ситуационным задачам;

типовые расчеты по бизнес-планированию

 

  1.  

ПК-50

способен оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности  

 

Принципы развития и закономерности функционирования организации

Анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организации

Навыками деловых коммуникаций.

 

Презентация и защита бизнес-планов

*виды оценочных средств, которые могут быть использованы при освоении компетенций: коллоквиум, контрольная работа, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, типовые расчеты, индивидуальные задания, реферат, эссе

4. Разделы дисциплины и компетенции, которые формируются при их изучении

п/№

Код компетенции

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах

  1.  

 

Введение в бизнес-планирование

Общие понятия и термины, используемые в процессе бизнес-планирования. Структура бизнес-плана.

  1.  

 

Методика бизнес-планирования медицинской организации

Этапы разработки бизнес-плана медицинской организации.

5. Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по семестрам

Вид учебной работы

Трудоемкость

Трудоемкость по семестрам (АЧ)

объем в зачетных единицах (ЗЕ)

объем в академических часах (АЧ)

3

4

5

Аудиторная работа, в том числе

 

12

 

 

 

Лекции (Л)

0,16

6

 

 

 

Практические занятия (ПЗ)

0,16

6

 

 

 

Самостоятельная работа студента (СРС)

3,7

132

 

 

 

Промежуточная аттестация

 

 

 

 

 

Экзамен

 1

36

 

 

 

ИТОГО

 5

180

 

 

 

5.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля

п/№

№ семестра

Наименование раздела дисциплины

Виды учебной работы (в АЧ)

Оценочные средства

 

 

 

Л

ЛП

ПЗ

КПЗ

С

СРС

всего

 

1.

8

Введение в бизнес-планирование

2

 

2

 

 

32

36

тест

2.

8

Методика бизнес-планирования медицинской организации

4

 

4

 

 

100

144

Ситуационные задачи, защита бизнес-плана

 

 

ИТОГО

6

 

6

 

 

132

180

 

5.2. Распределение лекций по семестрам

п/№

Наименование тем лекций

Объем в АЧ

 

 

Семестр 8

Семестр

1.

Общие вопросы бизнес-планирования.

2

 

2.

Основные этапы разработки бизнес-плана медицинской организации

4

 

 

ИТОГО (всего -               АЧ)

6

 

5.4. Распределение тем практических занятий по семестрам

п/№

Наименование тем практических занятий

Объем в АЧ

 

 

Семестр 8

Семестр

1.

Общие термины, методики разработки бизнес-плана

2

 

2.

Методика бизнес-планирования медицинской организации

4

 

 

ИТОГО (всего -               АЧ)

6

 

5.7. Распределение самостоятельной работы студента (СРС) по видам и семестрам

п/№

Наименование вида СРС*

Объем в АЧ

 

 

Семестр 8

Семестр

1.

Подготовка к занятию (работа с литературными и интернет-источниками; выполнение заданий; работа с электронным УМК) и тестированию.

32

 

2.

Подготовка к занятию (работа с литературными и интернет-источниками; выполнение заданий; решение ситуационных задач; разработка бизнес-плана медицинской организации;

подготовка презентации бизнес-плана.

100

 

 

ИТОГО (всего -               АЧ)

132

 

*виды самостоятельной работы: работа с литературными и иными источниками информации по изучаемому разделу, в том числе в интерактивной форме, выполнение заданий, предусмотренных рабочей программой (групповых и (или) индивидуальных) в форме написания историй болезни, рефератов, эссе, подготовки докладов, выступлений; подготовка к участию в занятиях в интерактивной форме (ролевые и деловые игры, тренинги, игровое проектирование, компьютерная симуляция, дискуссии), работа с электронными образовательными ресурсами, размещенными на образовательном портале Университета, подготовка курсовых работ и т.д.одготовка

6. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины

6.1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации*, виды оценочных средств

№ п/п

№ семестра

Формы контроля

Наименование раздела дисциплины

Оценочные средства

Виды

Кол-во вопросов в задании

Кол-во независимых вариантов

  1.  

8

ТК контроль освоения темы

Введение в бизнес-планирование

тест

10

5

  1.  

8

ТК

Контроль самостоятельной работы

Методика бизнес-планирования медицинской организации

Ситуационная задача;

Защита бизнес-плана

6

5

*формы текущего контроля: контроль самостоятельной работы студента, контроль освоения темы; формы промежуточной аттестации: зачет, экзамен

6.2. Примеры оценочных средств:

1. Тест:

В каком из разделов бизнес-плана необходимо провести расчет порога безубыточности («точки самоокупаемости») организации:

А. Организационный план

Б. Финансовый план

В. План маркетинга

Ответ: Б

Контрольные вопросы:

1. Какие виды бизнес-плана  Вам известны?

2. Какие структурные подразделения организации участвуют в разработке бизнес-плана?

3. Задание:

Проанализируйте информацию для своей организации:

- Кто является потребителем ваших услуг?

- Кто оплачивает эти услуги от имени потребителя?

- Кто может обеспечить эти услуги иным путем?

6.3. Оценочные средства, рекомендуемые для включения в фонд оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации:

- ситуационная задача на расчет основных экономических показателей при разработки бизнес-плана

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы)

7.1. Перечень основной литературы*

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в биб-лиотеке

на ка-федре

  1.  

Бизнес-план или как организовать собственный бизнес

А.С Пелих

Москва, 1999

 

 

  1.  

Предпринимательская деятельность учреждений здравоохранения

Л.А. Габуева

2002

 

 

  1.  

УМК «Бизнес-планирование»

Кобяцкая Е.Е.

 

 

 

*перечень основной литературы должен содержать учебники, изданные за последние 10 лет (для дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла за последние 5 лет), учебные пособия, изданные за последние 5 лет

7.2. Перечень дополнительной литературы*

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в библиотеке

на кафедре

  1.  

Бизнес-планирование в медицинском учреждении

Зелькович Р.М., Исакова  Л.Е. и др.

Кемерово, 1998

 

 

  1.  

Бизнес-планирование

В.Д. Маркова,

Н.А. Кравченко

Новосибирск, 1994

 

 

*дополнительная литература содержит дополнительный материал к основным разделам программы дисциплины

7.3. Перечень методических рекомендаций для аудиторной и самостоятельной работы студентов

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в библиотеке

на кафедре

  1.  

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

7.4. Перечень методических рекомендаций для преподавателей

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в библиотеке

на кафедре

  1.  

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Перечень помещений*, необходимых для проведения аудиторных занятий по дисциплине

1. Аудитория для ведения лекций и практических занятий - 1

2. Компьютерный класс - 1

Перечень оборудования*, необходимого для проведения аудиторных занятий по дисциплине

1. Мультимедийное оборудование -1

2. Наборы слайдов

3. Учебная доска

4. Слайд-лекции, ситуационные задачи, тестовые задания

9. Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины*

1.Ситуационная задача

2.Игровое проектирование

75 %  интерактивных занятий от объема аудиторной работы

Примеры образовательных технологий в интерактивной форме:

Игровое проектирование «Разработка  гипотетических бизнес-планов некоммерческих и коммерческих медицинских организаций» в малых группах и  их презентация

9.1. Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания дисциплины:

1. Электронный учебно-методический комплекс «Бизнес-планирование»

2. Слайд-лекции

3. Интернет-ресурсы (Rosmedportal.com)

Рабочая программа дисциплины разработана: кафедрой социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования

Разработчик: Доцент кафедры, к.э.н., доцент Кобяцкая Е.Е.