Социология медицины

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ

Направление подготовки (специальность) Организация здравоохранения и общественное здоровье

Форма обучения Очная

Трудоемкость дисциплины 2 зачетные единицы

1. Цель освоения дисциплины "Социология медицины"

Цель освоения дисциплины: (совершенствование знаний, умений, владений (навыков) для осуществления профессиональной деятельности)

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ППО Университета

Дисциплина относится к разделу ОД.О.02.02 смежные дисциплины

3. Требования к результатам освоения дисциплины

№ п/п

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны

Оценочные средства*

1.

Знать

-этапы развития и становления науки – социологии медицины;

-социально-экономические факторы, влияющие на различия в состоянии здоровья;

-социально-экономическую значимость развития здравоохранения, как отрасли хозяйства в современных условиях;

 

Тесты, реферат, эссе,

участие в круглом столе,

презентация курсовой работы

2.

Уметь

- давать оценку роли и места системы здравоохранения в конкретных социально-экономических условиях;

- анализировать основные социально-экономические факторы, влияющие на уровень потребления медицинских услуг;

- давать оценку социально-экономическому положению ЛПУ, врача, пациента;

- оценивать социально-экономическую эффективность лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий.

 

Тесты, реферат, эссе,

участие в круглом столе,

презентация курсовой работы

3.

Владеть

- навыками критического анализа статистической информации в профессиональных информационных источниках и в научной литературе с позиций доказательной медицины при принятии управленческих решений в области общественного здоровья и организации здравоохранения.

 

Реферат, эссе,

участие в круглом столе,

презентация курсовой работы

*примерные виды оценочных средств: собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, типовые расчеты, индивидуальные задания, реферат, эссе и др.

4. Распределение трудоемкости дисциплины

4.1. Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по годам

Вид учебной работы

Трудоемкость

Трудоемкость по годам (АЧ)

объем в зачетных единицах (ЗЕ)

объем в академических часах (АЧ)

1

2

Аудиторная работа, в том числе

1,3

48

48

 

Лекции (Л)

 

14

14

 

Практические занятия (ПЗ)

 

20

20

 

Семинары (С)

 

12

12

 

Самостоятельная работа (СР)

0,7

24

24

 

Промежуточная аттестация

 

 

 

 

Экзамен (Э)

 

2

2

 

ИТОГО

2

72

72

 

4.2. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля

Год обучения

Наименование раздела дисциплины

Виды учебной работы (в АЧ)

Оценочные средства

 

 

 

Л

ПЗ

С

СР

всего

 

1.

1

Основы социологии медицины

8

8

6

12

34

Рефераты, Тесты, эссе

2.

1

Социология здоровья

4

8

4

8

26

Тесты, контрольные вопросы

3.

1

Социология управления

2

4

2

4

12

Тесты, контрольные вопросы

 

 

ИТОГО

14

20

12

24

72

 

4.3. Распределение лекций по годам обучения

п/№

Наименование тем лекций

Объем в АЧ

 

 

Год 1

Год 2

1.

Предмет и задачи социологии медицины 

2

 

2.

Медицина как социальный институт

2

 

3.

Основные направления исследований в социологии медицины

4

 

4.

Основные факторы, формирующие здоровье и отношение к нему

4

 

5.

Социология медицинской организации

2

 

 

ИТОГО (всего - 14 АЧ)

14

 

4.4. Распределение тем практических занятий по годам

п/№

Наименование тем практических занятий

Объем в АЧ

 

 

Год 1

Год 2

1.

Основные направления исследований в социологии медицины

8

 

2.

Самосохранительное поведение (круглый стол)

4

 

3.

Исследование влияния образа жизни на  здоровье        

4

 

4.

Социально-ориентированное управление в системе здравоохранения

4

 

 

ИТОГО (всего -  20 АЧ)

20

 

4.5. Распределение тем семинаров по годам

п/№

Наименование тем семинаров

Объем в АЧ

 

 

Год 1

Год 2

1.

Предмет и задачи социологии медицины 

2

 

2.

Медицина как социальный институт

4

 

3.

Основные факторы, формирующие здоровье и отношение к нему

4

 

4.

Стратегии управления медицинским персоналом

2

 

 

ИТОГО (всего - 12 АЧ)

12

 

4.6. Распределение самостоятельной работы (СР) по видам и годам

п/№

Наименование вида СР*

Объем в АЧ

 

 

Год 1

Год 2

1.

Работа с литературными и электронными источниками информации по изучаемым темам

12

 

2.

Написание рефератов, эссе по заданной тематике

8

 

3.

Подготовка к участию в деловых играх, тренингах

4

 

 

ИТОГО (всего - 24  АЧ)

24

 

*виды самостоятельной работы: работа с литературными и иными источниками информации по изучаемому разделу, в том числе в интерактивной форме, выполнение заданий, предусмотренных рабочей программой (групповых и (или) индивидуальных), ведения медицинской документации, подготовки рефератов, эссе, докладов, выступлений; подготовка к участию в занятиях в интерактивной форме (ролевые и деловые игры, тренинги, игровое проектирование, компьютерная симуляция, дискуссии), работа с электронными образовательными ресурсами, размещенными на образовательном портале Университета, и т.д.

5. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины

5.1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации*, виды оценочных средств

№ п/п

Год

Формы контроля

Наименование раздела дисциплины

Оценочные средства

Виды

Кол-во вопросов в задании

Кол-во независимых вариантов

  1.  

1

Контроль самостоятельной работы студента,

Контроль освоения темы

Устное собеседование

 

Основы социологии медицины

Тесты

Реферат

Эссе

Круглый стол

10

5

  1.  

1

Контроль самостоятельной работы студента,

Контроль освоения темы

 

Социология здоровья

Эссе

Круглый стол

 

 

  1.  

1

Контроль самостоятельной работы студента,

Контроль освоения темы

 

Социология управления

Тесты

Эссе

Круглый стол

10

5

*формы текущего контроля: контроль самостоятельной работы, контроль освоения темы; формы промежуточной аттестации: зачет, экзамен

5.2. Примеры оценочных средств:

1. Контрольные вопросы:

1. Медицинские учреждения как социальные организации. Особенности функционирования медицинских учреждений

2. Особенности руководства медицинским учреждением

3. Характеристика индивидуальных и коллективных субъектов и объектов управления в здравоохранении

4. Основные виды управленческих отношений в здравоохранении

5. Особенности взаимоотношения врач-пациент

6. Цели, средства, механизм и результаты целевого управленческого воздействия

2. Темы рефератов:

1. Концепции социального управления

2. Ситуационный подход в социальном управлении

3. Государственное управление в системе социального управления

4. Социальные системы и их составляющие

5. Социально-психологические отношения в коллективах ЛПУ

5.3. Оценочные средства, рекомендуемые для включения в фонд оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации

Тесты:

1. К общим принципам социального управления относятся:

1) социальная ориентация

2) объективность

3) демократизм

4) косвенный контроль

5) оптимальность

Правильные ответы: 1, 2, 3, 5.

2. Что такое методы социального управления?

1) система воздействия на социальные отношения с целью достижения конкретных целей

2) совокупность административных, экономических, социально-психологических методов

3) совокупность способов воздействия путем создания экономических условий, побуждающих работников предприятий действовать в нужном направлении и добиваться решения социальных задач

4) совокупность способы воздействия на объект управления, основанные на использовании социально-психологических факторов и направленные на управление социально-психологическими отношениями в коллективе

5) совокупность способов и средств воздействия управляемого субъекта на объект управления для достижения определенных социальных целей

Правильные ответы: 5.

3. К субъектам управления в здравоохранении относятся:

1) главный врач

2) врач

3) пациент

4) предприниматель

5) общество

Правильные ответы: 1,4.

4. К объектам управления можно отнести:

1) систему здравоохранения

2) процесс оказания помощи

3) отношения между работниками медицинского учреждения

4) человека

5) общество

Правильные ответы: 1, 2, 3.

5. К признакам социального управления относится воздействие:

1) где преобладает социальное целеполагание и социальное проектирование, сознательное начало

2) определяемое общечеловеческими ценностями, закрепленными в международных и межгосударственных договорах и соглашениях, и ценностями конкретного социума, закрепленными в обязательствах государства, других социальных институтов

3) через специально подготовленных людей

4) выходящее за пределы трудовых отношений

5) всегда существующее в рамках взаимодействия (с институтами самоорганизации и самоуправления)

Правильные ответы: Все верны

6. Критерии эффективности технологий социального управления:

1) научная и практическая обоснованность

2) профессиональное исполнение

3) многофакторность (сложность)

4) экономичность

5) гибкость, адаптивность

Правильные ответы: 1, 2, 4, 5.

Вопросы, для устного собеседования       

1. Социология лечебно-профилактических учреждений. Социально-психологические отношения в коллективах ЛПУ. Социальные аспекты изучения и лечения заболеваний

2. Предмет и задачи социологии медицины

3. Основные направления исследований в социологии медицины

4. Сущность медицины как социального института

5. Социокультурные факторы заболеваемости

6. Социальные аспекты политики здравоохранения

7. Социальное взаимодействие врача и пациента

8. История социологии медицины

9. Практическое использование результатов медико-социологических исследований

10. Стимулирование самосохранительного поведения

11.Социологические аспекты болезни и поведения больного

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы)

6.1. Перечень рекомендуемой литературы

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

1.

Решетников А. В. Социология медицины: учебник. М.: ГЕОТАР-Медиа, 2006. – 256 с.

 

10

 

2.

Ефименко С. А. Социальный портрет участкового врача-терапевта / Под ред. Академика РАМН, профессора А. В. Решетникова. Монография. – М.: Здоровье и общество, 2005. – 205 с.

 

20

 

3.

Решетников А. В., Ефименко С. А. Социология пациента. – М.: Здоровье и общество, 2008. – 304 с.

 

20

 

4

Журавлёва И. В. Отношение к здоровью индивида и общества. − М.: Наука, 2006. − 238 с.

 

5

 

6.2. Перечень методических рекомендаций для аудиторной и самостоятельной работы интернов/ординаторов (при наличии)

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

1.

Решетников А.В., Ефименко С.А., Богачанская Н.Н. Методика проведения медико-социологического исследования / CD-R, 2010.

10

 

2.

Журавлёва И. В. Курс лекций «Социология здоровья» / CD-R, 2010.

 

10

 

3.

Решетников А. В., Шаповалова О. А. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины. Учеб. пособие. – М.: ГЕОТАР-Медиа, 2008. – 64 с.

 

10

 

6.3. Перечень методических рекомендаций для преподавателей (при наличии)

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

7.1. Перечень помещений*, необходимых для проведения аудиторных занятий по дисциплине

1. аудитория для проведения лекций и практических занятий - 1

2. компьютерный класс -1

*специально оборудованные помещения (аудитории, кабинеты, лаборатории и др.) для проведения лекционных занятий, семинаров, практических и клинических практических занятий при изучении дисциплин, в том числе:

анатомический зал, анатомический музей, трупохранилище;

аудитории, оборудованные симуляционной техникой;

кабинеты для проведения работы с пациентами, получающими медицинскую помощь.

7.2. Перечень оборудования*, необходимого для проведения аудиторных занятий по дисциплине

Материально-техническое обеспечение:

Мультимедийный комплекс - 1

Компьютеры - 9

Презентации лекций, мультимедийные наглядных материалы по различным разделам дисциплины. Доски.

*лабораторное, инструментальное оборудование (указать, какое), мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеокамера, слайдоскоп, видеомагнитофон, ПК, видео- и DVD проигрыватели, мониторы, наборы слайдов, таблиц/мультимедийных наглядных материалов по различным разделам дисциплины, видеофильмы, доски и др..

8. Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины*:

1. Ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам.

2. Тренинг

3. Дискуссия

*имитационные технологии: ролевые и деловые игры, тренинг, игровое проектирование, компьютерная симуляция, ситуация-кейс др.; неимитационные технологии: лекция (проблемная, визуализация и др.), дискуссия (с «мозговым штурмом» и без него), стажировка, программированное обучение и др.

Всего 70%  интерактивных занятий от объема аудиторной работы.

8.1. Примеры образовательных технологий в интерактивной форме:

1. Групповое обсуждение по методу кругового сбора идей следующей темы: «Наиболее эффективная и приемлемая модель организации для системы здравоохранения».

2. Круглый стол. Вопросы для обсуждения

1. Определение понятия здоровья. Что означает быть здоровым.

2. Факторы, влияющие на здоровье.

3. В каком возрасте нужно закладывать азы ЗОЖ.

4. Какие мероприятия, на Ваш взгляд, будут наиболее эффективными в продвижении ЗОЖ.

3. Дискуссия с «Мозговым штурмом» Разработка плана мероприятий, направленных на формирование эффективной государственной политики в области здорового образа жизни.

4. Написание эссе, по следующим вопросам:

1. Что означает быть здоровым именно для Вас.

2. Самооценка здоровья.

3. Факторы влияющие на Ваше здоровье.

4. Какие меры по поддержанию здоровья Вы предпринимаете.

5. Основные этапы Вашего отношения к здоровью, менялось ли отношение к здоровью в течение жизни, какие факторы этому способствовало.

6. Анализ Вашего образа жизни: положительные и отрицательные характеристики.

8.2. Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания дисциплины:

1. Сайт научной библиотеки Университета, URL: http://www.scsml.rssi.ru/

2. Электронная библиотека Социологического факультета МГУ: http://lib.socio.msu.ru/l/library

3. Электронная библиотека книг и учебников по социологии: http://socioline.ru/library

4. Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»: http://ecsocman.hse.ru

Рабочая программа дисциплины разработана: кафедрой социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования

Разработчик: Зав. кафедрой Академик РАН, д.м.н., д.социол.н., профессор Решетников А.В.

                           Профессор кафедры д.социол.н, профессор Ефименко С.А.

                        Преподаватель кафедры Богачанская Н.Н.