Социальный маркетинг

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СОЦИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ

Направление подготовки (специальность) Организация здравоохранения и общественное здоровье

Форма обучения Очная

Трудоемкость дисциплины 1 зачетная единица

1. Цель освоения дисциплины (модуля) Социальный маркетинг (далее – дисциплина).

Цель освоения дисциплины: (совершенствование знаний, умений, владений (навыков) для осуществления профессиональной деятельности) формирование у ординаторов системного представления о социальном маркетинге, о роли, задачах, формах и методах управленческой деятельности в сфере маркетинга, а также практических навыков: разработке маркетинговых программ и проектов, проведению маркетинговых исследований.  Задачи: определить и описать основные характеристики элементов системы маркетинга; определить сущность концепции социального маркетинга; научить самостоятельно определять потребителя (тип потребителя, целевой рынок, мотивацию, готовность к покупке, стимулирование и т. д.); научить разрабатывать план социального маркетинга; привить навыки коммуникации с потребителями (выбор канала коммуникации, предпочтительного типа обращения, содержание информации для потребителя, определение особенностей продвижения конкретных технологий).

2. Место дисциплины в структуре оПоп ППО Университета

Дисциплина относится к разделу ФД.О.02 Факультативные дисциплины

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

№ п/п

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны

Оценочные средства*

 

Знать:

-сущность и особенности социального маркетинга;

-основные принципы сегментирования рынка медицинских услуг.

 

Тесты, эссе

 

Уметь

- анализировать основные социально-экономические факторы, влияющие на уровень потребления медицинских услуг;

- проводить маркетинговые исследования на рынке медицинских услуг;

- оценивать социально-экономическую эффективность лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий.

 

 

 

Владеть

- навыками планирования, проведения и анализа результатов маркетингового исследования

Деловая игра

 

 

 

*примерные виды оценочных средств: собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, типовые расчеты, индивидуальные задания, реферат, эссе и др.

4. Распределение трудоемкости дисциплины.

4.1. Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по годам:

Вид учебной работы

Трудоемкость

Трудоемкость по годам (АЧ)

объем в зачетных единицах (ЗЕ)

объем в академических часах (АЧ)

1

2

Аудиторная работа, в том числе

0,7

24

24

 

   Лекции (Л)

 

8

8

 

   Практические занятия (ПЗ)

 

14

14

 

   Семинары (С)

 

 

 

 

Самостоятельная работа (СР)

0,3

12

12

 

Промежуточная аттестация

 

 

 

 

   зачет (З)

 

 2

2

 

ИТОГО

1

36

36

 

4.2. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля

Год обучения

Наименование раздела дисциплины

Виды учебной работы (в АЧ)

Оценочные средства

 

 

 

Л

ПЗ

С

СР

всего

 

1.

1

Стратегии и концепции социального маркетинга

2

2

 

2

6

Тесты, контрольные вопросы

2.

1

Разработка комплекса социального маркетинга

4

8

 

6

18

Тесты, контрольные вопросы, защита проекта

3.

1

Маркетинговые исследования в социальной сфере

2

4

 

4

10

Тесты, контрольные вопросы

 

 

ИТОГО

8

14

 

12

34

 

4.3. Распределение лекций по годам обучения

п/№

Наименование тем лекций

Объем в АЧ

 

 

Год 1

Год 2

1

Стратегии социального маркетинга

2

 

2

Сегментирование, позиционирование

и продвижение  социальном маркетинге

2

 

3

Коммуникации социального маркетинга

2

 

4

Маркетинговые исследования

2

 

 

ИТОГО (всего - 8 АЧ)

8

 

4.4. Распределение тем практических занятий по годам

п/№

Наименование тем практических занятий

Объем в АЧ

 

 

Год 1

Год 2

1

Деловая игра Продвижение социально-значимой идеи (на примере системы охраны здоровья).

8

 

2

Сегментирование, позиционирование

и продвижение  социальном маркетинге

2

 

3

Маркетинговые исследования

4

 

 

ИТОГО (всего -  14 АЧ)

14

 

4.6. Распределение самостоятельной работы (СР) по видам и годам

п/№

Наименование вида СР*

Объем в АЧ

 

 

Год 1

Год 2

1

Работа с литературными и электронными источниками информации по изучаемым темам

4

 

2

Подготовка к занятию в интерактивной форме «Продвижение социально-значимой идеи (на примере системы охраны здоровья)».

8

 

 

ИТОГО (всего - 12 АЧ)

12

 

*виды самостоятельной работы: работа с литературными и иными источниками информации по изучаемому разделу, в том числе в интерактивной форме, выполнение заданий, предусмотренных рабочей программой (групповых и (или) индивидуальных), ведения медицинской документации, подготовки рефератов, эссе, докладов, выступлений; подготовка к участию в занятиях в интерактивной форме (ролевые и деловые игры, тренинги, игровое проектирование, компьютерная симуляция, дискуссии), работа с электронными образовательными ресурсами, размещенными на образовательном портале Университета, и т.д.

5. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины.

5.1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации*, виды оценочных средств:

№ п/п

Год

Формы контроля

Наименование раздела дисциплины

Оценочные средства

Виды

Кол-во вопросов в задании

Кол-во независимых вариантов

1

2

3

4

5

6

7

  1.  

1

Контроль самостоятельной работы студента,

Контроль освоения темы

Устное собеседование

Стратегии и концепции социального маркетинга

Тесты

Реферат

Эссе

Круглый стол

5

10

  1.  

1

Контроль самостоятельной работы студента,

 

Разработка комплекса социального маркетинга

Защита проекта

 

 

  1.  

1

Контроль самостоятельной работы студента,

Контроль освоения темы

 

Маркетинговые исследования в социальной сфере

Тесты

5

10

*формы текущего контроля: контроль самостоятельной работы, контроль освоения темы; формы промежуточной аттестации: зачет, экзамен

5.2. Примеры оценочных средств:

Тест:

 Особенности социального маркетинга (в условиях обязательного медицинского страхования)

1. Не связан с выплатами потребителей услуг.

2. Цели – сбыт услуг, получение прибыли.

3. Напрямую связан с выплатами потребителей.

4. Обслуживаются все, в том числе экономически невыгодные сегменты потребителей.

5. Ориентирован на обслуживание только прибыльных сегментов рынка.

6. Две категории клиентов: потребители услуг и плательщики взносов (страхователи).

7. Одна категория клиентов – потребители (они же страхователи).

Контрольные вопросы:

  1. Сущность, содержание и принципы применения социального маркетинга в системе охраны здоровья населения.

  2. Возможности применения социального маркетинга в здравоохранении.

 

5.3. Оценочные средства, рекомендуемые для включения в фонд оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации.

1. Ситуационные задачи по разработке мероприятий социального маркетинга.

2.Тесты

Основными принципами маркетинга являются

1. сегментирование рынка

2. статичность

3. управление по контракту

4. ориентация на потребителя

5. гибкость и адаптивность

(Верно: 4,5)

Основой концепции социально-этичного маркетинга являются идеи

1. оптимизации производства

2. гармонии с природой

3. получения прибыли

4. удовлетворения потребностей

5. благосостояния человечества

(Верно: 3,5)

Методами экспертных оценок являются

1. фокус-группы

2. опроса разовой выборки

3. Дельфи

4. моделирования рынка

5. мозгового штурма

(Верно: 1,3,5)

Что такое сегментирование рынка?

1. деление конкурентов на однородные группы

2. деление потребителей на однородные группы

3. деление товара на однородные группы

4. все ответы верны

5. правильного ответа нет

(Верно: 2)

Социальная реклама представляет интересы
1. государства и общества и направлена на благотворительные цели
2. общественных организаций, продвигающих продукцию своей предпринимательской деятельности
3. государства и общества и направлена на решение политических задач
4. общественных организаций и государства, направленных на решение экономических проблем

Позиционирование товара –это

1. определение основных потребительских свойств товара и их сравнение с аналогичными свойствами товара-конкурента для уточнения места товара на рынке

2. анализ всего комплекса рыночной политики предприятия в отношении товара

3. определение потенциальных потребителей товара

4. все ответы верны

5. правильного ответа нет

(Верно: 1)

Критерии оценки сегментов необходимы для?

1. определения емкости рынка

2. обоснования целевого рынка

3. формирования предложения для сегмента

4. все ответы верны

5. правильного ответа нет

(Верно: 2)

Первая стадия в процессе создания нового продукта- это?

1. управленческий анализ

2. конструктирование товара

3. создание идеи

4. все ответы верны

5. правильного ответа нет

(Верно: 3)

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы).

6.1. Перечень рекомендуемой литературы

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

1.

Решетников А. В. Социология медицины: учебник. М.: ГЕОТАР-Медиа, 2006. – 256 с.

 

10

 

2.

Ефименко С. А. Социальный портрет участкового врача-терапевта / Под ред. Академика РАМН, профессора А. В. Решетникова. Монография. – М.: Здоровье и общество, 2005. – 205 с.

 

20

 

3.

Решетников А. В., Ефименко С. А. Социология пациента. – М.: Здоровье и общество, 2008. – 304 с.

 

20

 

4

Журавлёва И. В. Отношение к здоровью индивида и общества. − М.: Наука, 2006. − 238 с.

 

5

 

6.2. Перечень методических рекомендаций для аудиторной и самостоятельной работы интернов/ординаторов (при наличии).

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

 

Решетников А. В. Курс лекций «Социальный маркетинг в здравоохранении» / CD-R, 2010.

10

 

 

Решетников А.В., Ефименко С.А., Богачанская Н.Н. Методика проведения медико-социологического исследования / CD-R, 2010.

10

 

 

Решетников А. В., Шаповалова О. А. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины. Учеб. пособие. – М.: ГЕОТАР-Медиа, 2008. – 64 с.

 

10

 

            6.3. Перечень методических рекомендаций для преподавателей (при наличии).

Наименование согласно библиографическим требованиям

Количество экземпляров

На кафедре

В библиотеке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

7.1. Перечень помещений*, необходимых для проведения аудиторных занятий по дисциплине.

1. аудитория для проведения лекций и практических занятий -1

2. компьютерный класс -1

*специально оборудованные помещения (аудитории, кабинеты, лаборатории и др.) для проведения лекционных занятий, семинаров, практических и клинических практических занятий при изучении дисциплин, в том числе:

анатомический зал, анатомический музей, трупохранилище;

аудитории, оборудованные симуляционной техникой;

кабинеты для проведения работы с пациентами, получающими медицинскую помощь.

7.2. Перечень оборудования*, необходимого для проведения аудиторных занятий по дисциплине.

Материально-техническое обеспечение:

Мультимедийный комплекс -1,

Компьютеры – 9.

Презентации лекций, мультимедийные наглядных материалы по различным разделам дисциплины. Доски.

*лабораторное, инструментальное оборудование (указать, какое), мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеокамера, слайдоскоп, видеомагнитофон, ПК, видео- и DVD проигрыватели, мониторы, наборы слайдов, таблиц/мультимедийных наглядных материалов по различным разделам дисциплины, видеофильмы, доски и др..

8. Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины*:

1. Ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам.

2.Тренинг, деловая игра

*имитационные технологии: ролевые и деловые игры, тренинг, игровое проектирование, компьютерная симуляция, ситуация-кейс др.; неимитационные технологии: лекция (проблемная, визуализация и др.), дискуссия (с «мозговым штурмом» и без него), стажировка, программированное обучение и др.

Всего 80%  интерактивных занятий от объема аудиторной работы.

8.1. Примеры образовательных технологий в интерактивной форме:

1. «Деловая игра «Продвижение социально-значимой идеи (на примере системы охраны здоровья)».

Цель: Научить ординаторов работать в группе, развить креативное мышление.

Краткое содержание.

Ординаторам предлагается разбиться на группы примерно по пять человек. Выбрать интересную, актуальную на настоящем этапе социально-значимую идею. Разработать план мероприятий по продвижению выбранной социально-значимой идеи (обозначить круг лиц, на которых будет направлено воздействие; сформулировать лозунг рекламной компании и т. д.). Подготовить презентацию.

Примеры социально социально-значимых идей:

- «Пристегните ремни безопасности!»;

- «Регулярно проходите диспансеризацию!»;

- «Ешьте меньше соли!»;

- «Не садитесь за руль в нетрезвом состоянии!»;

- «Сделайте прививки против туберкулеза и гепатита!».

2. Круглый стол «Основные направления маркетинговых исследований в системе здравоохранения»

8.2. Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания дисциплины:

1. Сайт научной библиотеки Университета, URL: http://www.scsml.rssi.ru/

2. Электронная библиотека Социологического факультета МГУ: http://lib.socio.msu.ru/l/library

3. Электронная библиотека психолога: http://www.psychological.ru

4. Электронная библиотека книг и учебников по социологии: http://socioline.ru/library

5. Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»: http://ecsocman.hse.ru

Рабочая программа дисциплины разработана: кафедрой социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования

Разработчик: Зав. кафедрой Академик РАН, д.м.н., д.социол.н., профессор Решетников А.В.

                           Профессор кафедры д.социол.н, профессор Ефименко С.А.

                        Преподаватель кафедры Богачанская Н.Н.