Экономика 38.04.01

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Направление подготовки (специальность) 060400 Общественное здравоохранение

Профиль Медико-социальные исследования

Степень Магистр

Форма обучения Очная

Срок освоения 2 года

2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Цель и задачи освоения дисциплины

Цель освоения учебной дисциплины «Экономика здравоохранения»

 состоит в овладении  студентами теоретическими знаниями, в  формировании профессиональных умений и навыков   в области экономики медицинской организации.

При этом задачами дисциплины являются :

-  приобретение студентами знаний  в области экономики здравоохранения;

- обучение студентов важнейшим методам и методикам экономического анализа, позволяющим в будущей профессии принимать эффективные управленческие решения в сфере экономики медицинской организации ;

- обучение студентов выбору оптимальных путей повышения экономической эффективности деятельности медицинской организации как хозяйствующего субъекта;

- ознакомление студентов с экономическими особенностями функционирования различных организационно-правовых форм медицинских организаций;

- формирование навыков изучения и анализа  научной литературы и официальных статистических обзоров по экономике здравоохранения;

- формирование у студента навыков общения с коллективом, работы в малых группах

 

2.2. Место учебной дисциплины  в структуре ооп университета

 

2.2.1. Учебная дисциплина «Экономика здравоохранения»  относится к

вариативным  дисциплинам  и является составной частью цикла специальных дисциплин.  Для ее освоения  студенту необходимо  предварительно изучить дисциплины, такие как «Математика»,  «Экономическая теория».

 

2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины  необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

 

                                    Экономическая теория  (Экономика)

                                    наименование предшествующей учебной дисциплины

 

Знания : теоретических основ и закономерностей функционирования рыночной экономики

Умения: выявлять проблемы экономического характера на уровне отдельной организации

Навыки: владеть методиками расчета основных экономических показателей

 

                                                                 Математика      

                                  наименование предшествующей учебной дисциплины

 

Знания:  теоретических основ математического анализа и линейной алгебры

Умения: использовать методы математического анализа

Навыки: оценки результатов математического анализа

 

 

2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины

2.3.1. Виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания данной дисциплины[1]:

  1. Организационно-управленческая

  2. Научно-исследовательская

  3. Психолого-педагогическая

2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций[2]:

 

п/№

Номер/ индекс компетенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства[3]

1

2

3

4

5

6

7

  1.  

ОК-1

Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

Приоритетные направления развития национальной экономики и перспективы экономического и социального развития

отрасли здравоохранения и организации здравоохранения

Анализировать научную и публицистическую литературу;

Излагать и редактировать предметный материал

Навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии

Реферат,

собеседование по ситуационным задачам,

участие в круглом столе,

презентация курсовой работы

  1.  

ОК-2

Способностью и готовностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению

научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности

Методы клинико-экономического анализа в медицине;

Основы экономического анализа деятельности ЛПУ как хозяйствующего субъекта;

Определять цель экономического анализа;

 

Выделять главные концептуальные подходы к обоснованию альтернативных вложений в развитие медицинских программ;

Навыками применения методов экономических оценок для выявления приоритетов развития здравоохранения и повышения эффективности использования ограниченных ресурсов отрасли

Собеседование по ситуационным задачам,

Компьютерное тестирование

  1.  

ПК-3

Способностью и готовностью к организации и осуществлению  практических проектов по актуальной проблематике в соответствии со специализацией

Структуру

Бизнес-плана медицинской организации

Разрабатывать основные разделы бизнес-плана

Навыками расчета основных экономических показателей медицинской организации

Собеседование по ситуационным задачам,

Оценка презентации бизнес-плана

 

  1.  

ПК-4

Способностью к работе в команде; способностью к действиям в рамках согласованных целей и задач

Принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений в здравоохранении

Разрабатывать единый бизнес-план в малой группе

Навыками работы в команде при составлении и презентации бизнес-плана

Оценка презентации бизнес-плана

  1.  

ПК-9

Готовностью к планированию, организации  и осуществлению  мероприятий  по моделированию  экономических условий, оказывающих  влияние на здоровье и качество жизни  населения в рамках соответствующей  специализации

Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие финансово-экономическую деятельность  организации здравоохранения

Систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, рецензировать тексты по вопросам экономики и управления здравоохранением

Навыками

обоснования

оптимальных методов оплаты медицинской помощи, оплаты труда в здравоохранении РФ.

Собеседование по ситуационным задачам,

эссе

Компетенции – обеспечивают интегральный подход в обучении студентов. В компетенциях выражены требования к результатам освоения общей образовательной программы (ОПП).

Все компетенции делятся на общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), которые распределенные по видам деятельности выпускника3.                             3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов108 зачетных единиц 3

Семестры

№ 2

№ __

108 часов

часов

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего), в том числе:

30

 

 

Лекции (Л)

10

 

 

Практические занятия (ПЗ),

20

 

 

Семинары (С)

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

Самостоятельная работа студента (СРС),в том числе:

78

 

 

Курсовая работа (КР)

18

 

 

Реферат, эссе (Реф)

12

 

 

Подготовка к занятиям(ПЗ)

30

 

 

Подготовка к текущему контролю (ПТК))

9

 

 

Подготовка к промежуточному контролю (ППК))

9

 

 

Вид промежуточной аттестации

зачет (З)

 

 

 

ИТОГО: Общая трудоемкость

час.

 

 

 

ЗЕТ

 

 

 

3.2.1 Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении

п/№

№ компетенции

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах  (темы разделов)

1

2

3

4

  1.  

ОК-1

ОК-2

ПК-3

Экономика медицинской организации

1.1.Затраты и доходы медицинских организаций. Предоставление прав медицинским учреждениям заниматься медицинской деятельностью, приносящей доходы

1.2. Методология и методика ценообразования в организациях здравоохранения

  1.  

ОК-1

ОК-2

ПК-9

Методы оплаты медицинской помощи

2.1.Методы оплаты медицинской помощи

2.2. Оплата труда в здравоохранении

  1.  

ОК-1

ОК-2

ПК-4

Деятельность медицинской организации как хозяйствующего субъекта

3.1. Экономические особенности функционирования различных организационно-правовых форм некоммерческих и коммерческих организаций здравоохранения

3.2.Основы бизнес-планирования медицинской организации

3.2.2. Разделы учебной дисциплины , виды учебной деятельности и формы контроля

п/№

№ семестра

Наименование раздела учебной дисциплины

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Л

ЛР

ПЗ

СРС

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1.  

2

Экономика здравоохранения

10

 

20

78

108

Тесты, контр. вопросы, ситуацион. задачи

3.2.3. Название тем лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины Экономика здравоохранения

п/№

Название тем лекций учебной дисциплины

Семестры

 

 

1

2

3

4

  1.  

Затраты и доходы медицинских организаций. Предоставление прав медицинским учреждениям  заниматься медицинской деятельностью, приносящей доходы.

2семест

4ч.

 

  1.  

Методы оплаты медицинской помощи.

2семестр

3ч.

 

  1.  

Организационно - экономические особенности функционирования некоммерческих и коммерческих организаций здравоохранения

2семестр

3ч.

 

 

Итого

10ч.

 

 

3.2.4. Название тем практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины Экономика здравоохранения

п/№

Название тем практических занятий базовой части дисциплины по ФГОС и формы контроля

Объем по семестрам

 

 

1

2

3

4

  1.  

Методология и методика ценообразования в организациях здравоохранения

2семестр

3ч.

 

  1.  

Затраты и доходы медицинских организаций

2 семестр

4ч.

 

  1.  

Методы оплаты медицинской помощи

2 семестр

3ч.

 

  1.  

Оплата труда в здравоохранении

2 семестр

3 ч.

 

  1.  

Экономические особенности функционирования медицинских организаций различных организационно-правовых форм

2 семестр

3ч.

 

  1.  

Экономические аспекты бизнес-планирования медицинской организации

2 семестр

4ч.

 

 

Итого

20ч.

 

 

 

 

 

 

 

3.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

3.3.1. Виды СРС[4]

№ п/п

№ семестра

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Виды СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

  1.  

2 семестр

Экономика медицинской организации

1.Написание реферата

2.Подготовка к текущему контролю

3.Подготовка к занятиям: Работа с научной литературой, нормативно-правовой документацией и информационными ресурсами

 

6ч.

 

3ч.

 

 

 

10ч.

 

 

2.

Методы оплаты медицинской помощи

1.Написание эссе

2.Подготовка к занятиям:

Работа с научной литературой, нормативно-правовой документацией и информационными ресурсами

3.Подготовка к текущему контролю

 

6ч.

10ч.

 

 

 

 

 

 

3ч.

3.

Деятельность медицинской организации как хозяйствующего субъекта

1.Написание курсовой работы (разработка бизнес-планов) и подготовка презентации

2.Подготовка к занятиям:

Работа с научной литературой, нормативно-правовой документацией и информационными ресурсами

3.Подготовка к текущему контролю

 

 

 

 

 

18ч.

10ч.

 

 

 

 

 

 

3ч.

 

 

Учебная дисциплина «Экономика здравоохранения»

Подготовка к промежуточному контролю

9 ч.

 

 

ИТОГО часов в семестре:

78ч.

 

 

 

3.3.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ, контрольных вопросов[5]

Семестр № 2

                      Примерная тематика рефератов:

  1. Сущность экономического анализа деятельности организации здравоохранения.

  2. Методы  клинико-экономического анализа в медицине.

  3. Формы и системы оплаты труда в здравоохранении.

  4. Стимулирующие системы оплаты труда в здравоохранении.

  5. Применение смешанной формы оплаты труда и гонорарного метода оплаты в здравоохранении.

  6. Показатели эффективности деятельности учреждения здравоохранения.

  7. Стимулирование самосохранительного поведения пациента.

 

           Курсовая работа:

 

Разработка бизнес-плана медицинской организации в малых группах. Цель бизнес-планирования, организационно-правовая форма медицинской организации (некоммерческая, коммерческая), для которой разрабатывается бизнес-план , студентами выбирается самостоятельно .Защита бизнес-планов осуществляется  в виде презентации.

Все преподаватели учебной дисциплины «Экономика здравоохранения»

 

             Примерная тематика контрольных вопросов:

 

  1. Каковы основные источники финансирования здравоохранения РФ? 

  2. Из каких структурных элементов складываются ресурсы медицинской организации?       

  3. Какие Вам известны методы оплаты амбулаторно-поликлинической помощи?

  4. Какой метод оплаты стационарной помощи Вы считаете наиболее рациональным?

  5. Что подразумевается под термином «подушевое» финансирование?

  6. Каковы основные формы и системы оплаты труда в здравоохранении?

  7. Какие методы клинико-экономического анализа в медицине Вам известны?

  8. В чем состоит сущность метода «затраты-эффективность»?

  9. В каких обстоятельствах следует применять метод «затраты-полезность»?

  10. Какие Вам    известны возможные альтернативные источники финансирования бюджетных и автономных учреждений здравоохранения?

  11. Каковы возможности самофинансирования бюджетных и автономных учреждений здравоохранения?

  12. Обоснованно ли введение «соплатежей» населения, практикующихся в некоторых странах? Есть ли предпосылки для введения «соплатежей» в оплате медицинской помощи в РФ?

  13. Какие специфические черты рынка услуг здравоохранения Вам известны?

  14. В чем состоят причины «асимметричности информации» на рынке медицинских услуг?

  15. Каковы методы государственного регулирования рынка медицинских услуг?

  16. Какие организационно-правовые формы некоммерческих медицинских организаций Вам известны?

  17. Какие существуют типы учреждений здравоохранения в РФ?

  18. Для каких целей некоммерческой медицинской организации используется методика бизнес-планирования?

 

 

3.4. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.4.1. Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств

№ п/п

№ семестра

Виды контроля[6]

Наименование раздела учебной дисциплины

Оценочные средства

Форма

Кол-во вопросов в задании

К-во независимых вариантов

1

2

3

4

5

6

7

  1.  

2 семестр

Входной

контроль;

Текущий

контроль

 

 

Экономика медицинской организации

Тесты

Контрольные вопросы

 

Решение ситуационных задач

10

 

10

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

2

семестр

Текущий  контроль

 

 

 

 

 

 

 

Методы оплаты медицинской помощи

Тесты

Контрольные вопросы

 

Решение ситуационных задач

 

10

 

 

10

 

5

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

  1.  

2

семестр

Текущий

контроль

 

 

 

 

Деятельность медицинской организации как хозяйствующего субъекта

Контрольные вопросы

Решение ситуационных задач

Защита бизнес-плана

 

 

 

10

 

 

 

 

 

  1.  

2 семестр

Промежуточный контроль

Учебная дисциплина «Экономика здравоохранения»

Тесты, решение ситуационных задач

 

 

3.4.2.Примеры оценочных средств[7]:

для входного контроля (ВК)

(определяется уровень знаний по предшествующей дисциплине –«экономическая теория»)

Тесты : 

На микроуровне решается вопрос о том:

1) как добиться полной занятости

2) с каким уровнем инфляции мы столкнемся

3) что и как производить

4) как стимулировать экономический рост

Контрольные вопросы:

  1. Какие факторы спроса в рыночной экономике Вам известны?

Задание:

Цена товара -110 р.

Общие затраты на производство-140 р. при выпуске 1ед,

 -200р. при  2ед

 -300р.при   3ед.

 -400р. при  4ед.

 -600р. при   5 ед.

Определите оптимальный объем производства.     

для текущего контроля (ТК)

Тесты

К внешним альтернативным источникам финансирования ЛПУ относятся:

1) средства добровольного медицинского страхования; благотворительные средства; кредиты банков; накопления на депозитных счетах в банках;

2) доходы от медицинских услуг, предоставленных на коммерческой основе гражданам сверх Программы государственных гарантий; доходы в виде арендной платы; реализация технологий лечения, научно-методической информации; средства фонда амортизации.

 

 

Контрольные вопросы:

В чем состоят причины «асимметричности информации» на рынке медицинских услуг?

Задание:

На основе изучения Федерального закона «О Федеральном бюджете РФ» и Постановления правительства РФ «О программе государственных гарантий бесплатной медицинской помощи гражданам РФ»  составьте таблицу финансовых ресурсов здравоохранения на текущий год.

 

для промежуточного контроля (ПК)

Тесты

Какие формы собственности в здравоохранении РФ Вы знаете:

1) общественная;

2) федеральная;

3) региональная;

4) муниципальная;

5) коллективно-долевая;

6) частная

7) все виды собственности;

8) все, кроме общественной формы собственности.

 

 

Контрольные вопросы

Какой метод оплаты стационарной помощи Вы считаете наиболее рациональным ?

Задания по расчету основных экономических показателей бизнес-плана медицинской организации

Определите порог рентабельности и постройте график точки безубыточности медицинской организации, используя следующие данные :

Переменные затраты -1100 д. ед.

Постоянные затраты  - 860д. ед.

Объем медицинских услуг за рассматриваемый период -400 услуг.

Цена одной услуги – 0,5 д. ед.

 

 

 

 

 

3.5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.5.1. Основная литература[8]

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в биб-лиотеке

на ка-федре

1

2

3

4

7

8

  1.  

Учебное пособие «Экономика здравоохранения»

Под общ. Ред. А.В.Решетникова

М,:ГЭОТАР-МЕД,2010г.

 

 

  1.  

Учебное пособие

«Применение клинико-экономического анализа в медицине»

А.В. Решетников,

Н.Г.Шамшурина,

В.М.Алексеева,

Е.Е. Кобяцкая

Т.Н. Жилина

М.:ГЭОТАР-Медиа,

2009 г.

 

 

 

3.5.2. Дополнительная литература[9]

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в библиотеке

на кафедре

1

2

3

4

7

8

  1.  

Экономика здравоохранения

Под научн. Ред. М.Г. Колосницыной, И.М. Шеймана, С.В. Шишкина

М.: ГУ ВШЭ,

2009 г.

 

 

  1.  

Экономика здравоохранения

Семенов В.Ю.

М.: МЦФЭР,

2004г.

 

 

  1.  

Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении.

Шейман И.М.

М.:

ГУ ВШЭ,

2007г.

 

 

 

 

 

3.6. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины

                                    Экономика здравоохранения

Для реализации учебного процесса имеются 2 учебные комнаты (аудитория для проведения лекций и практических занятий 1, компьютерный класс- 1.)

Материально-техническое обеспечение :

Мультимедийное оборудование -1,

Оверхеты -2

Компьютеры – 9.

Наборы слайдов, таблиц/мультимедийных наглядных материалов по различным разделам дисциплины. Видеофильмы. Ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам. Доски.

3.7. Образовательные технологии[10]

Используемые образовательные технологии при изучении данной дисциплины: проблемные лекции, дискуссии,  круглые столы ,игровое проектирование.

80 %  интерактивных занятий от объема аудиторных занятий

Примеры интерактивных форм и методов проведения занятий по курсу «Экономика здравоохранения» :

            -         Дискуссия «Платные услуги в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения».

            -            Проблемная лекция « Методы оплаты медицинской помощи».

            -          Круглый стол «Приватизация в здравоохранении : цели ее проведения и оценка социально-экономических последствий» ( на основе анализа международного опыта)

 

-   Игровое проектирование:  «Разработка гипотетических бизнес-планов некоммерческих и коммерческих медицинских организаций» в малых группах.     

 

  1. Разделы учебной дисциплины (модуля) и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами.

Умения и навыки, приобретенные студентами в ходе освоения  учебной дисциплины  «Экономика здравоохранения»,  могут быть использованы при написании выпускной квалификационной работы.

4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Обучение складывается из аудиторных занятий ( 30час.), включающих лекционный курс и практические занятия, и самостоятельной работы ( 78 час.). Основное учебное время выделяется на практическую работу по экономическому анализу в медицинской организации.

При изучении учебной дисциплины «Экономика здравоохранения» необходимо использовать рекомендованную учебно-методическую литературу, интернет-ресурсы (Rosmedportal.com), Электронные образовательные ресурсы (сетевой образовательный ресурс e-mail:fuz20112mail.ru, аудиовизуальные ( Шамшурина Н.Г. Финансирование здравоохранения: затраты на лечение сахарного диабета 2 типа в РФ и зарубежных странах.-Под ред. Акад.РАМН И.Н. Денисова, член-корр. РАМН В.З. Кучеренко .-М. «Русский врач», 2009.)  и освоить практические умения по расчету издержек медицинской организации и  цен на медицинские услуги; по определению эффективных форм оплаты медицинской помощи и оплаты труда в здравоохранении, по проведению экономического анализа лечебно-хозяйственной деятельности, по разработке основных разделов бизнес-плана медицинской организации.

Практические занятия проводятся в виде дискуссий, круглых столов, решения ситуационных задач, ответов на тестовые задания, презентации , разработанных в малых группах бизнес-планов медицинских организаций различных организационно-правовых форм..

В соответствии с требованиями ФГОС-3 ВПО в учебном процессе широко используются активных и интерактивных формы проведения занятий : проблемные лекции, дискуссии,  круглые столы ,игровое проектирование.

 Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 80 % от аудиторных занятий.

Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к практическим занятия и контролю (текущему и промежуточному) и включает написание рефератов, ответы на контрольные вопросы, решение тестовых заданий и ситуационных задач, разработку и подготовку презентации бизнес-планов медицинских организаций.

Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам Университета и кафедры.

По каждому разделу учебной дисциплины разработаны методические рекомендации для студентов и методические указания для преподавателей.

Во время изучения учебной дисциплины студенты самостоятельно проводят анализ литературных и информационных источников, нормативно-правовой документации , оформляют  бизнес-планы и представляют их к защите.

Написание реферата, разработка бизнес-планов в малых группах по «Экономике здравоохранения» способствуют формированию у студентов  навыков  анализа научной и публицистической литературы , изложению и редактированию предметного материала, приобретению навыков публичной речи, аргументации , подготовки презентации и защиты проектов, ведения дискуссии .

Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность.

Исходный уровень знаний студентов определяется тестированием, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе занятий,  при решении типовых ситуационных задач и ответах на тестовые задания.

В конце изучения учебной дисциплины «Экономика здравоохранения» проводится промежуточный контроль знаний с использованием тестового контроля, проверкой практических умений в ходе решения ситуационных задач и защиты бизнес-планов в малых группах.

 

 


[1] Виды профессиональной деятельности (профилактическая, диагностическая, лечебная, реабилитационная, психолого-педагогическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская) должны соответствовать цели и задачам дисциплины, а также выбранным компетенциям.

[2] Компетенции должны соответствовать видам профессиональной деятельности и Учебным циклам ООП ФГОС-3 соответствующей специальности

[3] Виды оценочных средств, которые могут быть использованы при освоении компетенций: коллоквиум, контрольная работа, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, типовые расчеты, индивидуальные домашние задания, реферат, эссе, отчеты по практике

[4] Виды самостоятельной работы:  написание рефератов, написание истории болезни, подготовка к занятиям, подготовка к тестированию, подготовка к текущему контролю, подготовка к промежуточной аттестации, подготовка к итоговой аттестации и т.д.

[5] Указываются примерные темы курсовых работ в количестве не более 10 вариантов

[6] Входной контроль (ВК), текущий контроль (ТК), промежуточный контроль (ПК)

[7] Указывается не менее 3-х заданий по всем видам контроля для каждого семестра

[8] Основная учебная литература включает в себя 1-2 учебника, изданных за последние 10 лет, 1-3 учебных пособий, изданных за последние 5 лет, лекции (печатные и/или электронные издания) по учебным дисциплинам (модулям) всех циклов

[9] Дополнительная учебная литература содержит дополнительный материал к основным разделам программы и включает  учебно-методические пособия, изданные в ГБОУ ВПО «___________________», машинописные работы кафедры, и содержит не более 3х изданных за последние 5-10 лет печатных и/или электронных изданий по учебным дисциплинам (модулям) базовой части всех циклов

[10] Виды образовательных технологий,: имитационные технологии: ролевые и деловые игры, тренинг, игровое проектирование, компьютерная симуляция, ситуация-кейс др.; неимитационные технологии: лекция (проблемная, визуализация и др.), дискуссия (с «мозговым штурмом» и без него), стажировка, программированное обучение и др.)

Особенности проведения занятий в  интерактивной форме

Рабочая программа дисциплины разработана: кафедрой социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования

Разработчик: Профессор кафедры, д.э.н., профессор Шамшурина Н.Г.

                           Доцент кафедры Жилина Т.Н.